Разворот: где можно и где нельзя разворачиваться. Штраф за нарушение правил разворота. В каких случаях можно выполнить разворот на дороге. Когда правила дорожного движения разрешают, а когда запрещают разворот вне перекрестка?

 Знак разворот запрещен

Разворот транспортного средства, то есть изменение его направления движения на 180 градусов, — это весьма сложный и далеко не безопасный маневр. Знак «Разворот запрещен» устанавливают перед перекрестком, где этот маневр создает особую опасность для движения иных транспортных средств и пешеходов.

Где запрещен разворот

Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Понимание принципов действия знака «Разворот запрещен» не должно вызвать сложностей. Знак «Разворот запрещен» устанавливают перед перекрестком, где этот маневр создает особую опасность для движения иных транспортных средств и пешеходов.

Разворот можно выполнить в любом месте где это не запрещено правилами дорожными знаками или разметкой

При этом необходимо помнить, что знак запрещает только разворот, но разрешает движение во всех иных направлениях (в том числе, и поворот налево).

Знак «Разворот запрещен» может быть установлен не только на правой, но и на левой стороне дороги, над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе. Это делается для усиления информированности водителя, занятого подготовкой маневра и концентрирующего свое внимание отнюдь не на правой стороне дороги.

Правила позволяют устанавливать знак «Разворот запрещен» в сочетании с табличкой . Данная комбинация знаков будет означать, что требование о запрете разворота будет действовать только через указанное на табличке расстояние.

Знак «Разворот запрещен» (сродни знакам «Поворот направо запрещен» и «Поворот налево запрещен») не действует в отношении маршрутных транспортных средств. Подобное попустительство обусловлено необходимостью для водителя «маршрутки» двигаться по установленному для него маршруту с целью перевозки пассажиров.

Как правильно разворачиваться – техника выполнения

Опытные водители обычно выполняют разворот практически на автомате, порой даже не задумываясь о последовательности действий. Однако новичков волнует все: выбор места, скорость, положение в полосе, дорожные знаки и разметка, то есть алгоритм в целом. Если говорить о технике выполнения разворота, то автомобилистам следует учитывать следующие моменты:

  • Убедитесь, что разворот в выбранном месте ничем не противоречит правилам дорожного движения.
  • Важно адекватно оценивать обстановку, поэтому предполагается, что водителю необходимо хорошо видеть дорогу хотя бы на 100 метров вперед и назад. Вблизи участка дорожного полотна, где вы решили разворачиваться, не должно быть поворотов, изломов и всего того, что может помешать вам просматривать дорогу в обе стороны.
  • Собираясь развернуться, не забудьте уведомить об этом других участников движения – включите левый указатель поворота.
  • Если вы собираетесь выполнить разворот на перекрестке, то нужно занять крайнее левое положение, причем сделать это заблаговременно, а не в последний момент.
  • Если вы планируете разворачиваться вне пересечения дорог, то маневр можно осуществить в несколько приемов в зависимости от ситуации.
  • Смотрите в зеркала – лучше лишний раз убедиться, что вы не мешаете другим транспортным средствам, а другие машины не создают помех вам. Пропускайте встречный транспорт. Снизьте скорость, не торопитесь.
  • Во время непосредственного выполнения разворота главным будет правильное управление автомобилем – быстро, но плавно вращайте руль методом перехвата. Многие новички судорожно перебирают руль, не зная, за какое место схватить, и просто не успевают его вовремя докрутить. Помните, что при развороте начинает вращение правая рука, а левая – помогает.
  • Как только вы развернулись, выравнивайте руль, плавно прибавляйте скорость и выключайте левый поворотник.
  • Некоторые считают, что при развороте на перекрестке достаточно перед маневром перестроиться в левую полосу и ехать по ее центру, но это совсем не так – вы и в полосе должны сместиться максимально влево, только из такого положения по ПДД можно разворачиваться.

Важно: на дороге с двусторонним движением, где для езды в каждую сторону предназначена только одна полоса, а сами полосы разделены прерывистой линией, возможна такая неприятная ситуация: водители, едущие в том же направлении, что и машина, решающая выполнить разворот, могут не понять, зачем она начала сбавлять скорость, и пойти на обгон. Поэтому, если вы собираетесь развернуться, то заранее включите поворотник и убедитесь, что вас никто не собирается обогнать.

Где нельзя совершать разворот?

Прежде всего, нужно четко уяснить, где подобные маневры запрещены:

  • зоны остановок пассажирского транспорта;
  • мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • переезды железнодорожного транспорта;
  • пешеходные переходы.

Если вы нарушите правила, то ответственность может наступить по следующим статьям админкодекса:

  • ч.2 (разворот и движение задним ходом в запрещенных местах) — 500 рублей;
  • ч.3 — разворот и задний ход на автомагистрали, а также использование для данной цели разрывы разделительной полосы — 2500 рублей.

Также не разрешается пересекать разделительную двойную сплошную полосу, которая отделяет потоки противоположного направления на 4-х и более более полосных дорогах. За это положен штраф по статье ч.2 — 1000-1500 рублей. Ну а если получится так, что водитель не рассчитает место для маневра и даже один метр проедется по встречной против потока, то ему придется познакомиться со статьей ч.4 — 5 тыс. рублей или лишение на 4-6 месяцев.

Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования ПДД, разметки или сигналов светофора. Поэтому перед выполнением разворота нужно убедиться, что вы ничего не нарушаете.

Где можно разворачиваться?

Если нет знаков, запрещающих разворот, то разворачиваться можно:

  • на перекрестках;
  • на дорогах, разделенных прерывистой разметкой;
  • в местах, где есть обзор на 100 метров и более в обе стороны.

Разворот на перекрестках

В ПДД данному вопросу уделено буквально несколько предложений:

«При желании развернуться необходимо встать в крайнее левое положение. Если же габариты ТС не позволяют развернуться с крайней левой полосы, то можно отойти от данного требования, при условии, что все меры безопасности обеспечены».

Говоря простым языком, на легковой машине можно разворачиваться только с крайнего левого положения. При этом траектория движения должна быть такой, чтобы вы:

  • точно вписались в рамки перекрестка;
  • не выехали на встречную;
  • не пересекли двойную сплошную.

Если на перекрестке имеется разделительная полоса, то нужно выполнять разворот по дальней траектории. Если же нет такой полосы, разворот можно выполнять как по ближней, так и по дальней траектории. При этом необходимо пропустить весь транспорт, который имеет перед вами преимущество в движении.

Довольно просто выполнить разворот на Т-образных перекрестках. Тем не менее, обязательно правильно рассчитывайте траекторию и габариты своего авто, поскольку как выезд на встречку, так и движение задним ходом запрещены, и если вас заметит инспектор, то очень легко можно лишиться прав на полгода, а при повторном нарушении — на целый год. Поэтому, если есть какие-либо сомнения, объедьте лишних пару кварталов, чтобы не совершать опасных маневров.

Правила разворота вне перекрестка

В принципе, правила те же:

  • разворот с крайнего левого положения (или крайнего правого, если дорога узкая);
  • необходимо пропустить попутный и встречный транспорт;
  • заезжать можно на любую полосу, но лучше на крайнюю левую.

Также обязательно изучите дорожную обстановку и ситуацию: если видимость менее 100 метров, разворот нельзя совершать.

Не забывайте и о прилегающей территории справа — с нее совершать разворот намного проще, поскольку открывается полный обзор со всех сторон. Только сдавать на такую территорию нужно задним ходом, чтобы по потом не двигаться задом по главной.

Разворот: где можно и где нельзя разворачиваться

Фото 2
Разворотом является маневр, в результате которого автомобиль изменяет направление своего движения . Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков. При развороте необходимо хорошо видеть движение других автомобилей вокруг, и быть видимым для всех участников дорожного движения.

Правила дорожного движения (а именно — п. ) запрещают разворачиваться в следующих местах:

  • на пешеходных переходах;
  •  в тоннелях;
  •  на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  •  в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  •  в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Ни в коем случае не пересекайте сплошную осевую линию (это категорически запрещено), и если она есть — поищите для выполнения маневра другое место.

Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков

Кстати, наиболее приемлемый вариант для разворота — это дорога, имеющая по одной полосе движения в каждом направлении и достаточная по ширине для того, чтобы развернуться в один прием.

Если вы едете по центру ряда, то с помощью зеркал заднего вида, а также обернувшись по сторонам убедитесь в отсутствии помех. Затем включите указатель правого поворота и остановитесь у правого бордюра или обочины. После этого подайте сигнал левого поворота, убедитесь, что за вами никто не едет и начинайте движение вперед, поворачивая рулевое колесо влево (при необходимости — до упора). Сильнее нажмите на педаль газа и, завершая маневр, выровняйте колеса своей машины.

Иногда новички перед разворотом забывают сместиться к правому краю проезжей части и начинают маневр с середины полосы. Но завершить маневр не удается по причине недостатка места (машина «утыкается» передней частью в бордюр, расположенный на противоположной стороне), и водитель вынужден сдать немного назад, чтобы «вписаться» в ширину проезжей части. Помните, что в некоторых случаях движение задним ходом на проезжей части является нарушением ПДД.

Как развернуться на дороге с оживленным движением?

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:

Разворот с использованием прилегающей территории

В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.

Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком "пятачке". Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.

Разворот вокруг квартала

В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух - также направо, на четвертом - налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.

Где запрещен разворот авто и знаки запрещающие разворот

Запрещены развороты на пешеходном переходе, или зебре. Причем стоит учитывать, что до перехода и после него выполнение маневра возможно. Как узнать границы пешеходного перехода, если нет зебры или она незаметна, например, зимой? Ориентируйтесь на знаки, обычно их два (на противоположных сторонах дороги) – расстояние между знаками как раз и определяет местоположение зебры.

Логично, что замкнутость пространства и низкая освещенность не позволяют водителям разворачиваться в тоннелях. На мостах, эстакадах и пространстве под ними, путепроводах – запрет связан с тем, что обычно подобные сооружения ограничивают зону видимости – водители просто не могут правильно оценить обстановку.

Запрещены развороты на остановках общественного и маршрутного транспорта так как они всегда характеризуются большим скоплением людей

На остановках общественного и маршрутного транспорта, так как они всегда характеризуются большим скоплением людей, что не позволит автомобилистам развернуться там безопасно. Помните, что разворачиваться нельзя на протяжении 15 метров в обе стороны от знака остановки или разметки (желтая зигзагообразная линия).

На ж/д переездах – потенциально опасных участках дороги, требующих повышенной концентрации внимания. Запрет начинается от места, где установлены шлагбаумы или соответствующие дорожные знаки. Если дорога плохо просматривается хотя бы в одном направлении, то есть видимость меньше 100 метров.

Знаки запрещающие разворот:

  • знаки определяют, что в данном месте пешеходы переходят дорогу ( 5 19 1; 5 19 2;1 14 1; 1 14 2);
  • знак указывающий на въезд в тоннель ( 1 31 );
  • знаки обозначающие границы ж/д переездов ( 1 3 1; 1 3 2);
  • знаки предупреждающие о плохой видимости дорожного полотна( 1 11 1 ; 1  11 2; 1 12 1; 1 12 2);
  • знаки  информирующие о наличии остановки общественного транспорт (5 16; 5 17; 1 17);
  • знаки  запрещающие разворот, указывающие направление движения (1 19; 4 1 1;4 1 2 ; 4 1 4);
  • знаки двойной или одинарной сплошной линии ( 1 2 1 ; 1 3).

Где можно разворачиваться по правилам дорожного движения?

Каждый водитель понимает, что нельзя взять и просто развернуться посередине дороги, руководствуясь сиюминутным желанием. К поиску места следует подойти очень ответственно, учитывая рекомендации, данные в ПДД. Как правило, доступны два пути:

  • развернуться на перекрестке – по правилам дорожного движения перед маневром водитель должен занять крайнее левое положение, то есть делать разворот следует от центра проезжей части;
  • выполнить разворот вне границ перекрестка, например, не доезжая до него – по умолчанию разрешается развернуться, если это не запрещено соответствующими знаками, дорожной разметкой или каким-либо пунктом правил.

Важно: если дорога узкая, а вам необходимо развернуться вне перекрестка, то ПДД допускают выполнение маневра с использованием обочины, то есть справа. Главное, помнить, что в таком случае вы обязаны пропустить как встречку, так и машины, едущие в попутном направлении.


В ситуации, когда вы движетесь по дороге, по центру которой расположены трамвайные пути попутного направления, знайте – разворачиваться нужно именно с них, если знаками не предписано иное.

Фото 2

Правила выполнения разворота

Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Условия, при которых разворот запрещен, будут рассмотрены ниже.

Тем не менее при выполнении разворота нужно очень внимательно относиться к выбору места для маневра. В общем случае возможны 2 варианта:

  • разворот на перекрестке;
  • разворот вне перекрестка.

Разворот на перекрестке

Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.

Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно. Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт ПДД).

Разворот вне перекрестка

Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.

На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.

Разворот запрещен Правилами

Общие запреты разворота установлены требования в пункте ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

И в пункте 16.1:

16.1. На автомагистралях запрещается:

разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.

Похожая статья: Помоги движению. Перекрытие перекрестка в пробке

Разворот запрещен на пешеходных переходах

Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.

Запрещенный разворот на пешеходном переходе Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра в конце перехода Разрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходом

Для разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.

Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.

Место остановки маршрутного транспортного средства, это место где маршрутное транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров, и никакое другое.

Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.

Разрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средств

Далее первого ряда транспортные остановку не осуществляют и место в левой полосе не является местом остановки.

При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил — 15 метров до и после знака.

Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Места где запрещено разворачиваться

Пункт . Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Перечисленные выше места выбраны не случайно. Всем водителям рекомендуется выучить этот короткий список наизусть. Разворот в этих местах опасен не только для водителя и пассажиров транспортного средства, совершающего маневр, но и для водителей и пассажиров других ТС, для пешеходов. Поэтому нужно просто запомнить, где запрещен разворот, и строго следовать Правилам.

Также существует ряд мест где разворот запрещен знаками или разметкой

Также существует ряд мест, где разворот запрещен знаками и/или разметкой. А именно, разворачиваться нельзя там: где нанесена разметка 1.1, 1.3, 1.9 и , если водитель находится со стороны сплошной линии; где установлен знак , , , , , 5.1, 5.5 или . Знаки и тоже могут запретить как разворот, как и поворот налево. Кроме того, нельзя разворачиваться после поворота в направлении стрелок на знаках , , и .

Ответственность да несоблюдение правил разворота

За разворот в одном из мест, указанных в пункте Правил, водителю выпишут штраф на сумму 500 рублей (ст. ч.2 КоАП РФ).

Если водитель выполнит разворот там, где это запрещено требованиями дорожной разметки или знаками, штраф для него составит от 1000 до 1500 рублей (ст. ч.2 КоАП РФ). Разворот на автомагистрали (например, через тех. разрыв в разделительной полосе) по ст. ч.3 КоАП РФ предусматривает штраф в 2500 рублей.

Правила разворота (ПДД глава 8)

Разворачиваться можно как на перекрестках, так и на участках дороги между ними. Если на дороге отсутствует разделительная полоса, разворот вне перекрестка следует осуществлять там, где нет сплошных линий разметки. Для того чтобы развернуться на многополосной дороге, необходимо сначала найти специальное место.

Оно обозначено знаками . или ., или разрывом в линии разметки 1.3. В пределах перекрестка разворот совершают, руководствуясь требованиями главы 13 ПДД. Она описывает очередность движения на перекрестке. Пункт 8.5. и пояснения к дорожному знаку «Направления движения по полосе» говорят о том, что разворачиваться на любых перекрестках нужно только из крайнего левого положения на своей стороне дороги.

Совершать разворот вне перекрестка от правого края проезжей части можно и на многополосных дорогах

К пункту 8.8. Правил следует обратиться, если разворот производиться вне перекрестка. В нем же содержится предписание о совершении разворота с крайней левой полосы, а на дороге с проложенными посередине проезжей части трамвайными путями – с рельсов попутного направления.

При этом согласно общим нормам маневрирования водитель должен перед разворотом пропустить все встречные безрельсовые ТС, путь которых будет пересекаться, а также трамваи, едущие сзади или навстречу. Вне перекрестка так же выполняют левый поворот на прилегающие территории, например, во дворы.

Иногда ширины проезжей части оказывается недостаточно для того, чтобы в один прием завершить разворот из крайнего левого положения. Соответственно, ТС, совершающее маневр, невольно создает помехи для движения тех, кому оно должно уступать дорогу. В такой ситуации пункт 8.8. разрешает начать разворот не в крайнем левом положении, а в крайнем правом – от правого края проезжей части или с правой обочины. При этом всем встречным и попутным ТС, едущим сзади, нужно уступить дорогу. Водителю следует дождаться подходящего момента, а затем быстро развернуться в один прием и уехать. Так он не создаст помех другим транспортным средствам.

Совершать разворот вне перекрестка от правого края проезжей части можно и на многополосных дорогах. Этот способ особо актуален для водителей длинномерных ТС, габаритные размеры которых не позволяют им разворачиваться с крайней левой полосы.

Однако правил, разрешающих разворот со средних полос проезжей части, не существует. Таким образом, перед разворотом на перекрестке ТС должно занять крайнее левое положение, вне перекрестка – одно из двух крайних положений на своей стороне дороги.

В случае наличия кругового движения развернуться можно, только объехав центр перекрестка. Согласно пункту 8.6. ПДД разворот на перекрестках, где дорога (-и) имеет (-ют) разделительную полосу, следует выполнять без выезда на встречную полосу.

В каких случаях можно выполнить разворот на дороге

Фото 4
В каких случаях можно выполнить разворот на дороге

Разворотом является маневр, в результате которого автомобиль изменяет направление своего движения . Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков. При развороте необходимо хорошо видеть движение других автомобилей вокруг, и быть видимым для всех участников дорожного движения.

Как  развернуться не доезжая до перекрестка

Данный маневр не относится к запрещающим, поэтому – можно (р. 8 п. 8.8). Необходимо выбрать участок дороги с наименьшим движением и хорошим обзором. Поворот можно осуществлять в один, два или три приема.

Разворот в три приема осуществляется в такой последовательности-  остановитесь возле правого бордюра.
Включив левый поворот и оценив безопасность движения, поверните влево руль и двигайтесь вперед до противоположного бордюра. Остановившись, вращайте рулевое колесо вправо. Включите заднюю передачу и правый поворот. Оцените безопасность движения. Включите левый поворот, переднюю передачу и завершите разворот.

Правилами дорожного движения Р.8, п.8.5 регламентируется осуществление разворота на проезжей части в случае если слева находятся трамвайные пути

Разворот в два приема осуществляется в такой последовательности- включив правый поворот, приближайтесь к правому краю бордюра;  остановитесь сразу за въездом; выберите безопасный момент, включите заднюю передачу и заезжайте задним ходом во въезд; после остановки выключите поворот; выберите безопасный момент, включите левый поворот и завершите разворот.

Разворот в один прием осуществляется в такой последовательности:

  •  определитесь с местом для разворота;
  •  включив правый поворот и контролируя движение сзади, прижмитесь к правому бордюру;
  •  включив левый поворот, следите за движением со всех сторон;
  •  выбрав безопасный момент и вращая руль перехватом, разворачивайтесь;
  •  выровняйте колеса, увеличьте скорость, выключите левый поворот.
Правилами дорожного движения (Р.8, п.8.5) регламентируется осуществление разворота на проезжей части в случае, если слева находятся трамвайные пути. Поэтому, если есть трамвайные рельсы, то разворот нужно начинать с них, если это, конечно, не запрещено ПДД. Запретным фактором может стать разметка и дорожные знаки. В таком случае, вам необходимо уступать дорогу только встречным автомобилям и трамваю.

На дороге без трамвайных рельс разворот должен начинаться с крайней левой полосы проезжей части. При этом вы уступаете дорогу только встречному транспорту. Если ширина дороги небольшая, и водитель не может осуществить разворот с крайнего левого положения, то ПДД (Р.8, п.8.7) предусмотрено осуществление разворота с правого крайнего положения или даже с обочины. В таком случае необходимо уступать дорогу и попутным, и встречным автомобилям.

Осуществляя разворот с крайней правой полосы на дороге, следите, чтобы не было знаков, запрещающих остановку транспорта в данном месте, поскольку перед разворотом автомобиль нужно остановить.

Вопросы и ответы

Хочу задать такой вопрос. Разрешен ли разворот с трамвайных путей (движение по ним не было запрещено знаком 5.15.1) напротив знака автобусной остановки 5.16? Согласно П. 8.11 разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств. Но трамвайные пути ни при каких обстоятельствах не могут являться местом остановки безрельсового маршрутного транспорта, а трамвайной остановки в этом месте не было. Был лишь знак 5.16 по правой полосе. Сама проезжая часть имеет 4 полосы, разделенных трамвайными путями попутного и встречного направления. Заранее за ответ. Примерную иллюстрацию прикрепляю.

Эксперт:

В отношении Вас протокол составлен?

Прошу комментарии по ситуации.

При сдаче экзамена в городе выполняя команду «на данной дороге выполните разворот» мною было принято решение развернуться на ближайшем по ходу движения перекрестке (см. приложенную схему, СПб, перекресток ул. Комунны и пр Энтузиастов, при движении по ул. Коммуны со стороны пр. Ударников) ввиду того, что линии разметки на дороге были заметены прошедшим снегом и оценить, где сплошная линия или прерывистая, было не возможно. Включив левые сигналы поворота, заняв левую полосу перед перекрёстком, немного ближе к правой разметке, чтобы обеспечить достаточный радиус для разворота, я остановилась на красный сигнал светофора перед перекрестком, дождалась включения зеленого сигнала и выехала ближе к центру перекрестка, пропуская встречный транспорт. На стороне встречного движения в левой полосе остановились два а/м, намеревавшиеся повернуть налево (сигналы поворота), за ними на достаточно большом расстоянии не было ТС, а также правая полоса была свободна. Я приняла решение вывернуть руль и приступить к развороту. Начав движение, я заметила, что с прилегающей территории со стороны встречного движения, начал движение автомобиль ауди, при этом на тот момент не было ясности о его дальнейшем намерении, поэтому оценив свою скорость начатого движения (а также указанного автомобиля и то, что он может произвести быстрый разгон), дорожную обстановку, не создавая помех ТС на левой полосе встречного движения, я выкатывалась на левую полосу, чтобы обеспечить достаточную видимость действий указанного ТС, при этом не заезжая и не высовываясь на правую полосу, что не создает помех движущемуся по ней ТС и не меняет его траектории движения.

Двигаясь с малой скоростью и адекватного оценивая свои действия (придерживая сцепление и начиная плавно выполнять торможение) Инспектор ГИБДД произвел очень резкое нажатие педали тормоза со своей стороны, при этом выполнив резкое движение туловищем, что привело к ситуации, при которой он создал неоправданную провокационную помеху мне и моим действиям и резкой остановке (При последующем обсуждении этого момента, как я поняла, инспектор согласился с моими аргументами и пришел к выводу, что предпосылок к этому не было, и это было чисто его субъективное мнение, поэтому в экзаменационной карточке пункт о «вмешательстве инспектора в управление» не был отмечен, по крайней мере при мне). При этом я, полностью осознавая свои действия и уверенность в управлении ТС, расценила его действия, как недоразумение в данной ситуации, и спокойно завершила маневр под мигающий зеленый сигнал светофора (что также не противоречит ПДД), не создавая помехи никому из участников движения. Как только я выехала с перекрестка, инспектор указал место и дал команду дословно «остановиться сразу после остановки МТС», на мое возражение, что там нет 15 метров, он сказал «останавливаемся!», расценив эту команду как очередную провокацию при сдаче экзамена, противоречащую ПДД, я выдержала 15 метров и только потом произвела остановку. После чего мне было сказано «не сдала». На мой вопрос о причине, мне было сказано, что я нарушила правила разворота.

Я с данной ситуацией я не согласна, о чем сказала инспектору и попросила разъяснить ситуацию. Попросила указать пункты правил ПДД, которые я нарушила в данном случае. Инспектор сказал, что у него еще 40 человек и у нет времени на подобные разъяснения. На мою неоднократную просьбу указать пункты правил, что я нарушила, мне было предложено только «ознакомиться дома с ПДД» и, судя по всему, самой выбрать то, что по ЕГО мнению я нарушила. Такое поведение инспектора не приемлемо, потому как он, высказывая обвинение в нарушении, и как должностное лицо при исполнении также обязан в таком случае разъяснить все пункты. Но вместо этого мне неоднократно было предложено покинуть а/м. Также Инспектор сказал, что он принципиальный человек и дальше разговор продолжать не будет. В карточке мне выставили 6 баллов – «нарушение правил разворота» 5 баллов + «не уверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения и торможения» 1 балл – при этом правила разворота не нарушены (о чем ниже согласно ПДД), а плавность движение и торможения в полной мере мною была соблюдена, и данный пункт нарушил своими действиями инспектор.

В результате, при таких действиях инспектора, его принципах и субъективно необоснованном нежелании продолжать экзамен мне ничего не оставалось, как принять решение об обжаловании результатов экзамена. Я попросила представиться (т.к. ранее он этого не сделал) и предъявить значок (жетон) и его номер. В ответ мне было сказано, что мне будет достаточно его имени, и у него нет никакого значка. Да, возможно, назвав жетон значком, я допустила ошибку, но смысл это не меняло. В итоге в этой просьбе мне было отказано. Тогда я попросила предъявить документы, чтобы хотя бы записать номер удостоверения, потому как обращаться с жалобой, ссылаясь на некоего Фамилия И.О., бессмысленно. А учитывая, что в первый раз сдачи экзамена я не записала никакой информации о другом инструкторе, в этот раз я хотела точно понимать, с кем мне предстоит дальнейшее обсуждение.

Инспектор предъявил документы только после моей многократной просьбы, что опять же вызывало у меня только недоумение, ведь это совершенно не противоречит законодательству РФ.

Возвращаясь к указанной ситуации согласно ПДД правила разворота регламентируют пункты 8.8 и 8.11, при этом пункт 8.5. регламентирует расположение ТС при развороте, а пункт 13.4 разворот на регулируемом перекрестке.

Таим образом:

п. 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении – что было сделано.

П. 8.8. регламентирует разворот вне перекрестка, что в данном случае не применимо.

П. 8.11 регламентирует места, где разворот запрещен – все пункты были соблюдены, в том числе видимость дороги была не менее 100м, длинная прямая дорога в обе стороны, хорошо просматривалась.

П. 13.4. (Регулируемые перекрестки) При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. – что было сделано.

В общем понятии и согласно Общим положениям ПДД термин «Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществляя какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движение или скорость.

Согласно ПДД, при развороте место остановки для пропуска встречных транспортных средств водитель выбирает, исходя из необходимости уступить им дорогу. Таким образом, не обязательно останавливаться у осевой линии дороги (согласно пункту 8.5 Правил), если встречные ТС с крайней левой полосы поворачивают налево (о чем говорили действия – остановки для пропуска встречных ТС и левых сигналах поворота) и если встречное транспортное средство движется по крайней правой полосе своей проезжей части и маневр поворота (разворота) не окажет влияния на его скорость или траекторию движения, т.е. не создаст помех.

Помех создано не было, траектория движения встречных ТС не изменена

Эксперт:

Если считаете, что неправы, обжалуйте действия инспектора. 

Порядок обжалования результатов экзаменов на получение права управления транспортными средствами согласно Приказа МВД России № 1221 от 12.12.2011

V. Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу
197. Гражданин может обратиться с жалобой на нарушения его прав при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:
197.1. Нарушение срока регистрации обращения гражданина о предоставлении государственной услуги;
197.2. Нарушение срока предоставления государственной услуги;
197.3. Требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
197.4. Отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги, у гражданина;
197.5. Отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
197.6. Затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
197.7. Отказ органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
198. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган внутренних дел, предоставляющий государственную услугу. Жалобы на решения, принятые сотрудником, предоставляющим государственную услугу, подаются руководителю органа внутренних дел, предоставившего государственную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, подаются в вышестоящий орган внутренних дел в порядке подчиненности.
199. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме гражданина.
200. Жалоба должна содержать:
200.1. Наименование органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
200.2. Фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства гражданина — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения гражданина — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину;
200.3. Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу;
200.4. Доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу. Гражданином могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
201. Жалоба, поступившая в орган внутренних дел, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
202. По результатам рассмотрения жалобы орган внутренних дел, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений:
202.1. Удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата гражданину денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
202.2. Отказывает в удовлетворении жалобы.
203. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 202 Административного регламента, гражданину в письменной форме и по желанию гражданина в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
204. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с пунктом 198 Административного регламента, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Пересдавать будете под присмотром начальника РЭО. Так что нужно будет не допускать ошибок.

Эксперт:

Евгения!

Ознакомившись со схемой и просмотрев street view в гугл планета земля на этом перекрестке у меня сложилось впечатление, что инспектор ГИБДД вменил Вам нарушение при выполнении разворота, связанное с разворотом в месте, где разворот запрещен, а именно — на пешеходном переходе. Вы не хуже меня знаете, что согласно п.8.11 Правил дорожного движения разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.
И хотя формально сам разворот Вы выполняли не на пешеходном переходе, но ведь начало и окончание разворота было выполнено именно на пешеходном переходе, в связи с чем инспектор и зафиксировал нарушение правила разворота и поставил Вам 5 баллов. Все остальные требования Вами были соблюдены.

Удачи Вам!

С Уважением,

Васильев Дмитрий.

Эксперт:

Исходя из требований закона о полиции:

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

предстяавляется, что действия сотрудника не обоснованы, но вряд ли Вам это поможет, так как в случае разбирательства (что само по себе очень маловероятно) он будет настаивать на том, что представился и назвал необходимую информацию

По существу спора:

Яне вижу из Вашего описания что Вы что то не соблюли или нарушили.

Знака запрещающего разворот не было, маневр Вы совершали безопасно, требований правил о запрете разворота не нарушено. Именно поэтому сотрудник и не смог Вам ничего пояснить.

Скажите, а на какой стадии сейчас обжалование и велась ли видеосъемка сдачи экзамена?

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autofemida.ru/znaki-i-pdd/gde-razreshen-razvorot.html
  • http://passus.ru/avto/gde-zapreshhen-razvorot-i-gde-mozhno-razvorachivatsya.html
  • http://avtopravilo.ru/uchimsya-razvorachivatsya-po-pravilam-pdd/
  • https://pddmaster.ru/pdd/gde-mozhno-vypolnit-razvorot.html
  • https://ruspdd.ru/journal/301-razvorot-vne-perekrestka/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий