Что такое субвенция? Многие отождествляют это понятие с терминами "дотация" или "субсидия". Так ли это на самом деле? Давайте подробнее поговорим о том, что такое субвенция, и в чем разница между всеми вышеназванными понятиями. Любое финансирование со стороны государства мы называем субсидией. Корректно ли это? Нет, так как не учитываются различия между основными видами госдотаций. Чем отличается субвенция от субсидии?

Определение субвенции простым языком

Субвенция – это денежные средства, взятые из бюджета государства, которые на абсолютно безвозмездной основе предоставляются юридическому лицу или другому уровню бюджета этого же государства.

Наличие субвенции входит в социальную политику государства, если она выстроена правильно, то государство обязательно должно помогать группам лиц, которые нуждаются в этом на данный момент, а также помогать реализовывать какие-либо значимые проекты регионам.

Подобного рода помощь чаще всего заключается именно в финансировании. Субвенция – это лишь часть социальной политики, в нее входит только финансирование проектов на региональном уровне, при этом денежные средства выдаются для конкретной цели и тратить их на что-то другое запрещено.

Субвенция предоставляется только в том случае, если ее необходимость будет доказана, то есть если будет доказана значимость предполагаемого проекта.

Она безвозмездна, но если при реализации проекта были потрачены не все денежные средства, то они в обязательном порядке должны быть возвращены. Субвенция должна полностью покрывать расходы на проект, она не предполагает долевого участия.

В Российской Федерации такой вид финансирования, как субвенция, на данный момент только развивается, в ближайшее время ожидается большее ее распространение, это связано с переходом на новый метод бюджетного финансирования, который называется программно-целевым.

В то время как во многих Европейских странах, в которых действует развитая рыночная экономика, денежные средства в форме субвенции применяется уже достаточно долго и широко.

Виды денежных выплат  из государственного бюджета

И субвенция, и субсидия выделяются на определенные цели. В зависимости от этого можно выделить виды этих выплат.

Что предполагает субвенция – дотации из федерального бюджета

Возможные варианты дотаций из федерального бюджета связаны с общими тенденциями государственной экономики. Виды субвенций по регионам различаются по цели и включают в себя такие денежные выплаты:

  1. На осуществление своих полномочий органами местной власти (на формирование регионального бюджета).
  2. На покрытие дефицита бюджета субъекта РФ (на выравнивание показателей средней обеспеченности всех регионов).

Нужно иметь в виду, что дотации на образование, медицину или строительство сами по себе не являются различными видами субвенций. Все это – софинансирование бюджета, который будет распределен в зависимости от нужд субъекта.

Отдельно можно говорить только о субвенции на осуществление государственного заказа. В качестве примера можно привести строительство спортивных сооружений в некоторых городах в рамках Олимпиады или Чемпионата Мира по футболу. В этом случае госбюджет финансирует возведение объектов и софинансирует по заявке расходы по подготовке городской инфраструктуры к данным мероприятиям.

Чем отличается субсидия

Виды субсидий являются отражением основных направлений социальной политики в нашей стране: это поддержка семьи, детства, старости, разделение ответственности по уходу за недееспособными гражданами.

Как уже было сказано выше, субсидии могут выплачиваться в виде пособия, а могут предоставляться как льгота. Законотворцы постоянно находятся в диалоге с гражданами, поэтому система субсидирования является одной из самых подвижных и гибких – каждые полгода законы, регламентирующие процедуру назначения пособий и льгот, обновляются.

На данный момент существуют следующие виды субсидий:

  1. Оплата жилищно-коммунальных услуг.
  2. Программы приобретения жилья.
  3. Помощь в открытии бизнеса подопечным биржи труда.
  4. Финансовая поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от катастроф и бедствий.
  5. Поддержка молодых супружеских пар, многодетных родителей и матерей-одиночек.
  6. Детские и пенсионные пособия.
  7. Выделение квот на дорогостоящее лечение.
  8. Комплекс льгот для военнослужащих и ветеранов.

Из последних обновлений в законодательстве можно отметить выделение средств на помощь по выплате ипотечного кредита и поддержку бизнеса (льготное кредитование юридических лиц). В ближайшее время планируется разработать программы субсидирования сельского хозяйства.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Когда назначаются – отличительные признаки

Мы выяснили, в основные отличия субсидии и субвенции – в том, кому адресовано пособие и на какие цели выделяется. Теперь разберемся, при каких условиях может быть получены данные выплаты.

Субсидии

Отличительные признаки: субсидия назначается социально незащищенным или малоимущим категориям граждан в качестве финансовой поддержки, если официально подтверждено, что они:

  1. Граждане Российской Федерации или официальные резидентам, постоянно проживающие на территории РФ.
  2. Не имеют долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
  3. Имеют постоянную регистрацию и жилье (подтверждается договором найма или документами о наличии жилья в собственности).

Субсидирование граждан в нашей стране затрагивает следующие социальные категории:

  • молодые семьи;
  • пенсионеры;
  • инвалиды и семьи, в которых осуществляется уход за инвалидом;
  • многодетные семьи.

Представитель любой из названных групп может претендовать на назначение субсидии, если его доход не превышает суммы минимального уровня дохода, установленного государством.

Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.

Субвенции

С назначением субвенций все немного сложнее – они назначаются только на основании заранее представленных заявок от органов местной власти. Административные служащие каждого конкретного субъекта РФ в конце финансового года должны проанализировать статьи расходов за прошедший период и выявить потребности своего региона. На основании финансовых отчетов составить заявку на будущий год и направить ее в центральный орган власти. После чего все требования будут рассмотрены, часть из которых получит одобрение и право на субвенцию.
Также в конце расчетного периода должны быть возвращены неизрасходованные средства.

Выйти за пределы бюджета также нежелательно, как и получить слишком большой остаток – это значит, что расчеты были произведены неверно, и внушительная часть средств была удержана на счете без необходимости, в то время как она могла пригодиться где-то еще.

Если оказывается, что объект власти, получивший субвенцию, не израсходовал большую часть запрошенной суммы на целевые нужды – он может быть оштрафован на следующий период.

Если необходимость софинансирования со стороны государства в заявке отражена полно, подтверждена достоверными данными и необходимыми документами, а претензии по ведению бюджета за предыдущий период отсутствуют, субвенция, скорее всего, будет назначена.

Также субвенции могут быть назначены «наоборот» – от регионов федеральному бюджету. Эта процедура регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, отраженным в Федеральном Законе № 145-ФЗ.

Фото 1

Виды субвенций.

Все субвенции, которые предоставляются регионам, можно условно разделить на три вида, они основываются на общих тенденциях в экономическом развитии государства:

  • На формирование регионального бюджета
  • На покрытие дефицита бюджета, когда какому-то отдельному региону не хватает денежных средств
  • На осуществление государственного заказа

Стоит отметить, что финансирование на медицину, образование и прочее не может являться субвенцией, потому что это софинансирование бюджета.

Помимо этого существует также другая классификация, которая делит все субвенции на два вида:

  • Текущие, которые должны быть направлены на финансирование расходов, которые выполняются с определенной периодичностью
  • Инвестиционные, которые должны быть направлены на финансирование какой-либо инновационной деятельности

Дотации и субвенции: что общего и что не так

Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.

Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:

  • дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
  • дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.

Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.

Субвенции и субсидии: отличия и сходства

Понятие субсидии хоть и схоже с предыдущим, все же имеет некоторые различия. Прежде всего стоит отметить, что субсидией именуют безвозвратную помощь, которая может предоставляться как юридическим, так и физлицам. Выражаться она может как в денежном эквиваленте, так и в натуральном виде.

Все субсидии можно разделить на 2 группы:

  • прямые;
  • косвенные.

Первые выдаются за счет государственного бюджета и являются капиталовложениями в наиболее значимые отрасли экономики, развитие НИОКР.

Вторые являются средствами денежно-кредитной и налоговой политики. К ним относятся:

  • страхование депозитных вкладов;
  • выплаты компенсаций за реализацию некоторых товаров по заниженным ценам;
  • льготное и экспортное кредитование;
  • ускоренная амортизация;
  • льготное налогообложение;
  • другое.

Чтобы лучше и нагляднее продемонстрировать разницу между понятиями, давайте составим небольшую таблицу.

Документы и правила

Основанием для выделения субвенции являются:

  • соответствующие законы и подзаконные акты;
  • решения органов местного самоуправления;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.

При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.

Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:

  • научно-техническими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.

Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.

Когда может быть назначена субвенция?

Для того, чтобы получить субвенцию, местные органы власти должны заранее подать свою заявку.

В штате административных служащих каждого региона есть люди, в обязанности которых входит под конец финансового года изучать все пункты расходов и анализировать их, после этого они должны выявлять потребности региона.

На основании получившегося финансового отчета составляются заявки на финансирование в период следующего года, все они направляются в центральный орган власти.

После сбора всех заявок их рассматривают, таким образом, отбираются проекты, которые будут финансированы и получать субвенцию, но одобрение придет далеко не всем заявкам, некоторые из них получат отказ.

Также в конце финансового года после всех расчетов возвращаются неизрасходованные денежные средства. Для субъектов является одинаково плохим как израсходовать больше денег, чем было в бюджете, так и израсходовать меньше.

Если по итогу расчетов получается слишком большой остаток, то это значит, что на счете региона без дела лежали денежные средства, которые в это время могли кому-то понадобиться.

Если по итогу года окажется, что регион не израсходовал большую часть бюджета, который был выделен на какие-либо цели, то он может быть оштрафован на следующий год.

Если в заявке администрация региона полностью отразила необходимость в финансировании, ей удалось подтверждать это фактами и документами, а также к региону нет претензий по поводу ведения им бюджета, то, скорее всего, субвенция будет назначена.

Также стоит отметить, что субвенция может предоставляться не только из государственного бюджета в региональный, но и наоборот, данный факт отражен в Бюджетном кодексе.

Вопросы и ответы

МРОТ в Мурманской области с 1 января 2019 года с учетом районных коэффициентов и надбавок - 25 944 рубля. Я работаю участковой медсестрой и с субвенцией в 11500р получаю в среднем 28000-29000. Хочу узнать, как должна начисляться субвенция, на оклад или на МРОТ?

Эксперт:

Елена.

с субвенцией

Что Вы имеете в виду под субвенцией к оплате труда, такой выплаты в системе заработной платы трудовое законодательство не предусматривает, 

Статья 129 Трудового кодекса РФ:

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера)
и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вот что входит в заработную плату, как видно из положений статьи — субвенции там не указаны.

Субвенция же, это финансирование из одного бюджета к примеру бюджета РФ другому бюджету к примеру соответствующему субъекту РФ т.е. бюджетное пособие на определенные цели,  субвенция может быть предоставлена в том числе и на оплату труда работников определенной  сферы, т.е. это специальное понятие бюджетного законодательства, а не трудового.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ 

БК РФ Статья 133. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Так к примеру согласно Приказу Минздрава Мурманской области

от 7 августа 2018 года N 416

Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников государственных областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области

1.3. Условия оплаты труда, включая 

размер должностного оклада (оклада) работника, 

повышающие надбавки, 

компенсационные и стимулирующие выплаты, 

являются обязательными для включения в трудовой договор (дополнительное соглашение).

http://docs.cntd.ru/document/5...

Уточните пожалуйста, о какой конкретно выплате из перечисленных выше в ведомственном приказе регионального Минздрава указано в вопросе, она относится повышающим надбавкам или к компенсационным или стимулирующим выплатам, их перечень также указан в приведенном приказе, а может быть речь о доплате к МРОТ?..

Приказ Минздрава Мурманской области

от 7 августа 2018 года N 416

Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников государственных областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области

2. Минимальные размеры должностных окладов (окладов) медицинских работников

8. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

9. Порядок и условия стимулирования работников

http://docs.cntd.ru/document/5...

имеет ли право высший исполнительный орган власти субъекта рф расходовать субвенции,дотации,субсидии по своему усмотрения

Эксперт:

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
— дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
— субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
— субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
— иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
— межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской

Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:
— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
— недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
— недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Статья 26.2. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

1. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Статья 133. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Таким образом, высший исполнительный орган власти субъекта не уполномочен расходовать эти средства по своему усмотрению. Исключением, по моему мнению, будут только дотации, поскольку Бюджетный кодекс не в статье 131 БК РФ не определяет их как целевые и подлежащие согласованию.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://finhelps.ru/subventsiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
  • https://ostr.online/sotsialnoe/lgoty-i-vyplaty/subsidii/subventsiya-otlichaetsya-ot.html
  • https://businessman.ru/new-chto-takoe-subvenciya-razlichiya-mezhdu-dotaciej-subvenciej-i-subsidiej.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий