Лишение специального права входит в состав санкций за совершение административных проступков. Такие права предоставляются физическим лицам для осуществления отдельных видов деятельности и функций.

Как назначается лишение

Факт выявленного правонарушения подтверждает процессуальным протоколом. Полномочия на составление протоколов предоставлены должностным лицам, государственным и муниципальным ведомствам. Например, за нарушение ПДД протоколы могут составлять должностные лица ГИБДД. Процедура рассмотрения дела и назначения санкции состоит из следующих этапов:

  • оформление протокола, выдача или направление этого документа правонарушителю – лицо, привлекаемое к ответственности, вправе указывать в протоколе свои пояснения или возражения в письменной форме;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения дела;
  • на период рассмотрения лишение права не происходит, а изъятие разрешительных документов допускается только при возникновении сомнений в их подлинности (например, сотрудник ГИБДД не может принудительно изъять бланк водительских прав, кроме выявления случаев подделки);
  • если при выявлении нарушения возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо имущественного ущерба, привлекаемое лицо может быть отстранено от использования специального права (например, если остановлен водитель в состоянии алкогольного опьянения);
  • о месте и времени рассмотрения дела правонарушитель уведомляется в письменной форме – неявка в назначенное время без уважительных причин не является основанием для переноса процесса;
  • суд может вынести постановление даже без участия нарушителя, если в деле имеются доказательства уведомления о месте и времени заседания.

В содержании статьи Особенной части КоАП РФ может содержаться несколько основных санкций, в том числе лишение права, штраф, обязательные работы, арест. Выбор одного из вида наказания входит в полномочия суда, а одновременное применение двух санкций допускается только в случаях, прямо указанных в законе.

Копия постановления вручается лично нарушителю или направляет по его адресу. До момента вступления в силу судебного акта нарушитель сохраняет специальное право. Вступить в силу постановление может по истечении сроков на обжалование, либо немедленно после рассмотрения жалобы. Если рассмотрение дела закончилось оправданием правонарушителя, дополнительных последствий или ограничений в отношении специального права не возникает.

К кому может применяться

Лишить специального права можно только лицо, которому оно предоставлено на законном основании. Если водитель не проходил процедуру подготовки и не сдавал экзамены в ГИБДД, право на управление автомобилем он получить не может. Факт управления машиной при отсутствии соответствующего права не означает, что суд может применять наказание в виде лишения.

Аналогичным образом не возникает специальное право при использовании поддельных или просроченных разрешительных документов. Например, если нарушитель отбыл срок наказания в виде лишения водительских прав, однако не выполнил требование о повторном прохождении экзаменационной процедуры, специальное право не восстанавливается в автоматическом режиме. Лишение в таком случае также не может применяться

В ст. 3.8 КоАП РФ указаны отдельные категории субъектов, к которым не может применяться указанная санкция:

  • инвалиды, если использование автотранспорта связано с фактом инвалидности;
  • лица, для которых охота является основным легальным источником средств к существованию.
Однако нарушение правил охоты, связанное с использованием недопустимых орудий или способов (например, добыча объектов животного мира с использованием взрывчатки), повлечет применение санкций в общем порядке.

Подтверждение указанных исключительных случаев происходит при составлении протокола или в судебном процессе. Для инвалида подтверждающим документом будет являться справка органа МСЭК о присвоении группы, а также свидетельство о регистрации ТС со специальными техническими приспособлениями (например, автомобиль с ручным управлением).

Фото 1

Что это такое

Специальные права предоставляются физическим лицам после соблюдения правил, условий и требований нормативных актов. Наиболее распространенным видом такого разрешения является получения права на управления транспортными средствами – гражданин должен пройти теоретическую и практическую подготовку, сдать экзамены в рамках официальной процедуры.

Для применения санкции в виде лишения права учитываются следующие нюансы:

  • лишение происходит только по статьям КоАП РФ, предусматривающих ответственность за ненадлежащее использование или нарушение порядка пользования права (например, нельзя лишить права управления транспортом за нарушение правил торговли);
  • основанием для назначения санкции является нарушение, носящее грубый или систематический характер, либо совершенное повторно;
  • применить лишение права можно только в виде основной санкции;
  • такое наказание может устанавливаться только судом.

Грубость и/или систематичность допущенных нарушений зависит от обстоятельств проступка, а также содержания статьи Особенной части КоАП РФ. Эти моменты будет проверять суд на основании административного протокола и представленных доказательств.

Состав специальных прав определяется нормативными актами.

Помимо управления автотранспортом, аналогичная схема предоставления прав действует для выдачи разрешения на ношение оружия, на охоту или рыболовство, и т.д.

Как правило, наличие права подтверждается соответствующим разрешительным документом – водительским удостоверением, разрешением  на охоту, иными видами бланков.

Сроки наказания

Лишение права относится к санкциям с ограниченным сроком действия. Точную продолжительность наказания укажет суд при вынесении постановления. Однако в ст. 3.8 КоАП РФ регламентированы минимальный и максимальный срок такой меры воздействия – от одного месяца до трех лет. В содержании каждой статьи Особенной части КоАП РФ также содержаться пределы санкций. Выйти за эти рамки суд не может – если в статье допускается лишение на срок не более полутора лет, назначение наказания на три года будет являться незаконным.

Вопросы и ответы

Судебный пристав вынес постановление о временном ограничении на пользование водительским удостоверением? Что будет если должник продолжит управлять ТС и его остановит ГИБДД, штраф или изъятие водительского удостоверения? Должен ли должник сам сдать права в ГИБДД?

Эксперт:

На основании чего судебный пристав вынес постановление? Должно быть судебное решение или приговор. Если Вы продолжите управлять ТС и Вас остановит ГИБДД, то после проверки по базам данных у Вас будет изъято водительское удостоверение, а Вы будете привлечены к административной ответственности за управление ТС без водительского удостоверения (штраф 30 тыс. рублей или административный арест). Для того, чтобы начал течь срок ограничения (лишения), должник должен сам сдать водительское удостоверение в ГИБДД.

Работаю водителем официально

Пристав ограничел прово пользавания водительским удостоверением.Работа основной вид дохода на содержание семьи. Прав ли пристов?

Эксперт:

 

В силу требований ч. 4  ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;
2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;
5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

В данном случае, постановление пристава необходимо обжаловать в порядке подчиненности вышестоящему  должностному лицу либо в суд. 

Ситуация следующая: я привлечен к административной ответственности по двум статьям КОАП РФ, (правонарушения были совершены в один день), предусматривающих лишение специального права - управления т/с. Судебные заседания по этим правонарушениям проходили в один день, рассматривались одним и тем же судьей, вынесены два постановления о лишении специального права сроком на 1,6 г. и 6 мес. соответственно. Оба постановления вступили в законную силу в один день. Полагаю, что порядок исполнения этих постановлений должен быть следующий: согласно ч. 3 ст. 32.7. КоАП РФ: «Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же спец права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее».

Назначение наказания подразумевает вступление в законную силу постановление о лишении права управления ТС. В силу ч. 2 ст. 1.5. КоАП РФ: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело».

На момент вынесения постановлений я не мог считаться привлеченным к административной ответственности в виде лишения специального права так как административного «наказания примененного ранее» в отношении меня не исполнялось.

Следовательно, в день вступления 2-х постановлений в законную силу, я являлся не лишенным права управления ТС.

Таким образом, исполнение обоих постановлений должно осуществляться по принципу, закрепленному в ч. 2 ст. 31.4. КоАП РФ: «в случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно».

Однако административная практика ГИБДД считает, что исполнение этих постановлений должно быть последовательным одно за другим, суммируя сроки лишения специального права, ссылаясь на то что ч. 3 ст. 32.7 КОАП РФ применяется абсолютно во всех случаях!

Верна ли моя позиция?

Эксперт:

К сожалению для Вас позиция ГИБДД абсолютно верная. Так в соответствии со ст. 32.7 ч. 3 КоАП РФ течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Таким образом, исходя из того, что назначение наказаний в обоих случаях осуществлялось в тот момент, когда Вы не были лишены специального права, совокупный срок лишения права управления составляет два года. Течение срока лишение начинается с момента вступления постановления судьи в силу.

уважаемые специалисты в сфере юристпруденции.

Может быть, вопрос уже назойливый для вас, но, прошу прощения, он меня беспокоит уже давно; я перерыл кучу форумов, открыл кучу вебстраниц, а в результате прихожу к выводу, что: понятие

"Управление транспортным средством - это ..."

ЧТО ?

Я не смог найти конкретного определения этому понятию.

Но в ПДД есть несколько пунктов, использующих это словосочетание: "Управление транспортным средством", с продолжением, типа: "не имея на это...", или, н. п.: (на что мне бы самому хотелось найти ответ и определиться) "в состоянии..."

Исходя из этого,

ПРОШУ ВАС,

либо, растолковать языком закона понятие "Управление транспортным средством", т. е.,

какие действия лица, находящегося внутри его (законно собственного, конечно) автомобиля, соответствуют понятию "Управление транспортным средством",

либо дать мне понять, что этот термин (конкретизирую: только понятие: "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ", и всё) не определён в официальных документах на территории РФ как термин, которым можно монупулировать, н. п. в судебных разбирательствах.

____ Станислав. Тверь.

Эксперт:

Станислав, законодательной дефиниции нет. Исходя из нормативного материала, управление ТС могу определить как активное действие субъекта дорожно-транспортных правоотношений, заключающееся в пользовании ТС, то есть извлечении его полезных свойств.

Эксперт:

Станислав!

В нормах действующего российского законодательства отсутствует понятие, что подразумевать под управлением транспортным средством. 

Поэтому ссылаться в судебных заседаниях не на что. Судья будет растолковывать данное понятие исходя из общего понятия данного термина.

Эксперт:

Станислав.
Согласен с коллегами, определения в законодательстве РФ нет.
На эту тему много дискуссий было, тем не менее в суд исходит из совокупности формальной логики и конкретных обстоятельств рассматриваемого «управления».
Для сравнения, п 2.74.  ПДД РБ
управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального;
А манипулировать при необходимости, можно понятиями водитель, пассажир.
Успехов!

Эксперт:

Законом понятие в РФ не определено.

Есть подходяще определение только в комментариях к КоАП РФ: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства»

Эксперт:

в теории «управление»  = движение.

 на практике же  «заданный» термин, «пользуясь» отсутствием официального юридического определения, «толкуется» применительно к каждому конкретному вопросу/делу/спору,исходя (в т.ч.) из:

определения водителя:

  • как «лица находящегося в машине на водительском месте, имеющего непосредственный доступ к источнику повышенной опасности и способного в любой момент начать движение на данном ТС » (по одному из дел от  27.05.2011)
  • как лица,управляющего ТС, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории, либо такое право отсутствует вообще (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года № 18).

по совокупности значимых фактов,  характеристик ТС (исправно оно или нет, какая температура двигателя, присутствуют ли ключи в замке зажигания, занесен ли автомобиль снегом,  в течение какого периода времени (не) трогалось с места и (не) заводилось и т.п.).

В судебной практике был случай, когда водителя привлекали за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, в автомобиле которого отсутствовал двигатель.

с уважением,

Елена

Эксперт:

Не знаю с какой целью это интересует автора темы, но на мой взгляд нужно стремиться к тому чтобы данное понятие трактовалось для всех одинаково и по сути не важно как бы не было сформировано определение, но стоящая на месте машина не должна пониматься как источник повышенной опасности, но при этом она является объектом гражданских права( собственностью), как следствие к примеру подход гаишника к человеку который сидит на водительском сиденье в машине и попивает пиво в своей частной собственности, просто не допустим, стойте и ждите момента когда авто начнет двигаться, причем именно двигаться, а не просто будет включен двигатель

Эксперт:

Станислав, понятие термина «управление
транспортным средством» раскрывается в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения»


Согласно
ст.25 в Российской Федерации
устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных
средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее
— правона управление транспортными средствами):


категория
«A» — мотоциклы; категория «C» – автомобили:

категория «D» – автомобили;
и т.л.

.

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским
удостоверением, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными
средствами.


Полный текст статьи 25 прилагаю к консультации.

Удачи Вам. С уважением, Виктор
Богаченков.

Эксперт:

Из уголовного права, в разъяснениях Пленума ВС РФ, есть такая формулировка… с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

Эксперт:

В законодательстве отсутствует разъяснение данного понятия! Но если подойти к этому логически...

В«Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 12.03.2014) есть следующая статья-

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

Т.е. законодатель явно разграничивает два этих понятия -управления транспортным средством и пользование транспортным средством 

Так, далее чтобы разобраться обратимся к словарю Ожегова -

УПРАВЛЕНИЕ, -я, ср. 1. ок. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления, местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к-рых управляется ход машины, механизма.

Т.е. управление это другими словами ХОД  т.е. активное действие транспортного средства  (а транспортное средство как мы знаем само не заведется и не поедет, следовательно это активное действие транспортного средства которое стало активно благодаря субъекту (человеку)...)

с уважением и успехов Вам!

Эксперт:

Вы не первый задаетесь жтим вопросом. В связи с тем сто закон напрямую никак это не определяет, то и на практике возникает много спорных вопросов. Бывает что и человека силящего в автомобиле с заведенным двигателем считают управляющим автомобилем и лишают прав за управление в пьяном состоянии. Скорее всего у Вас что то походее произошло. Если Вы раскроете ситуацию, то возможно мы сможем помочь. А приводить определения можно очень долго, все равно это народное творчество законодательно не подкреплено. Если рассуждать логически, то под управлением следует понимать процесс изменения траектории и  скорости движения автомобиля вне зависимости от того работает двигатель или нет, то есть по сути кручение руля в движении  и использование газа и тормоза, поскольку ПДД предписывают при бусксировке автомобиля в буксируемом автомобиле находится водителю, а следовательно даже при буксировке  лицо остается водителем.  То есть для того чтобы действия квалифицировать как управление, необходимо установить имело ли лицо возможность изменять пространственное положения автомобиля.  Но тут опять же возникает много вопросов. Считать ли управлением когда лицо находясь вне автомобиля толкает его в одиночку или если отец посадил на колени ребенкаи жмет на газ и тормоз, а ребенок рулит....

Эксперт:

      Действительно  понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение.

       Но есть практика  Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела  Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством.

      Что конечно можно использовать на практике.

УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 264 УК РФ ПОДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ЛИЦО,
УПРАВЛЯЮЩЕЕ АВТОМОБИЛЕМ И ДОПУСТИВШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДЫ ОБЛАСТЕЙ, КРАЕВ
14 августа 1998 г.
(БВСР 99-5)
(Извлечение)
Кунгурским городским судом Пермской области Белоусов осужден по
ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Он признан виновным в том, что 12 декабря 1996 г. в пос.
Комсомольский Кунгурского района, не имея водительского удостоверения,
при управлении автомобилем ГАЗ-53 допустил нарушение требований п.
8.12 Правил дорожного движения, в результате чего причинил смертельные
повреждения Блохину и легкие телесные повреждения с расстройством
здоровья Ащрафзянову.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил
вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения
уголовного закона.
Президиум Пермского областного суда 14 августа 1998 г. протест
удовлетворил, указав следующее.
Как видно из показаний Белоусова, он и Ащрафзянов в качестве
пассажиров ехали в автомобиле ГАЗ-53, управляемом водителем Блохиным.
В пос. Комсомольский Блохин задним ходом подъехал к дверям кафе
«Витязь» и вместе с Ащрафзяновым вышел из кабины для разгрузки товара,
а он (Белоусов) остался в кабине автомобиля. Было холодно, и он,
Белоусов, находясь рядом с местом водителя, по просьбе Блохина
повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив,
находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или
автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания
машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене
Блохина и Ащрафзянова.
За руль, как показал Белоусов, он не садился, никакого маневра
или управления автомобилем не осуществлял.
Эти показания подтверждены протоколом осмотра места происшествия,
актом расследования происшествия, а также показаниями потерпевшего
Ащрафзянова.
Дело в отношении Блохина прекращено на основании п. 8 ст. 5 УПК
РСФСР в связи с его смертью.
Таким образом, из совокупности собранных доказательств по делу
следует, что Белоусов автомобилем не управлял.
Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ уголовной ответственности подлежит
лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств.
Осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, Белоусов
не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий
своих действий, хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, т.е.
проявил небрежность, что повлекло причинение смерти Блохину и легких
телесных повреждений Ащрафзянову.
С учетом этого действия Белоусова подлежат переквалификации с ч.
2 ст. 264 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ (предусматривающей
ответственность за причинение смерти по неосторожности), санкция
которой является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 264 УК РФ.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/nakazanie/lishenie-specialnogo-prava/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий