Тормозной путь автомобиля можно рассчитать по формуле указанной в статье. Что называется тормозным и остановочным путем, есть ли разница между ними. Тормозной или остановочный путь — что именно учитывать в экстремальной ситуации и хватит ли у вас вообще на это времени? Читайте об этом в нашей статье.

Когда и как производится замер

Расчет тормозного пути может потребоваться в следующих случаях:

  • технические испытания транспортного средства;
  • проверка возможностей машины после доработки тормозов;
  • криминалистическая экспертиза.

Как правило, при расчете используют формулу S=Кэ*V*V/(254*Фс). Здесь S – тормозной путь; Кэ – тормозной коэффициент; V₀ — скорость на момент начала торможения; Фс – коэффициент сцепления с покрытием.

Коэффициент сцепления с дорогой изменяется в зависимости от состояния покрытия и определяется по следующей таблице:

Коэффициент Кэ является статической величиной и составляет единицу для всех наиболее распространенных легковых транспортных средств.

Пример: как рассчитать тормозной путь автомобиля при цифре 60 км/ч на спидометре в дождь? Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4. Считаем: 1*60*60/(254*0.4). В итоге получаем цифру 35.4, что и является длиной тормозного пути в метрах.

В таблице указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки. Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.

Мы нашли интересный калькулятор, который не только рассчитывает показатель в зависимости от скорости и состояния дороги, но и наглядно показывает весь процесс. Находится здесь.

А что тогда

Можно провести расчёт тормозного пути автомобиля, но мы считаем, что это бессмысленно. Как-то с трудом можно представить, чтобы водитель, особенно неопытный, в момент, когда нужно принимать решение, начал подставлять цифры в формулу. Существуют средние показатели, на них и следует ориентироваться. Пусть они приблизительные, но они могут подсказать вам порядок цифр, «вилку» значений. Существуют таблицы длин тормозного пути автомобиля в зависимости от его класса, потому что, само собой, тяжеленный внедорожник тормозит совсем не так, как микролитражка. Эти таблицы составляются для скорости 60 км/ч. Но будьте осторожны, пропорция для расчёта коварна, она умножает значения на квадрат «дельты», то есть при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличится в 4 раза!

Существуют некие стандарты для веса автомобиля определённого класса. Вряд ли, скажем, огромный пикап будет весить меньше полутора тонн (мы бы ставили, вообще-то, тонны на 2). А вот спорткар или суперкар, кузов которого выполнен практически полностью из углеродного волокна или ещё какого-нибудь гиперинновационного материала, это уже совсем другое дело. Он не вписывается ни в одну таблицу, да и не место ему там. Вот почему в таблице значения усреднённые и приведены они для владельцев серийных автомобилей.

Эти значения, как мы уже писали, не должны восприниматься вами как истина в последней инстанции. Это идеальные цифры, повторить их смогут разве что профессиональные гонщики на абсолютно новых автомобилях. В этой таблице может быть указан тормозной путь для мокрой дороги, но мы-то с вами знаем, что «мокро» бывает неодинаково. Ливень или дождь? Плюс на улице, ноль или минус? День или ночь? Так что таблица не панацея. Да, она полезна, чтобы вы узнали, сколько примерно будет ехать ваша машина после того, как вы нажали на тормоз, но не более. Всё равно на дороге вам нужно соблюдать осторожность и дистанцию.

Как считать

Формул для расчёта остановочного пути, соответственно, не существует. Наш математический аппарат не способен обработать такое количество переменных. Поэтому, пожалуйста, не отвлекайтесь от дороги, когда сидите за рулём.

Тормозной путь часто отождествляют с длиной тормозного следа. Хоть эти показатели и не значат одно и то же, однако вытекают один из другого. Поэтому не станем отходить от общепринятой практики. В этом смысле тормозной путь широко используется в разборе дорожных ситуаций; например, зная массу машины и измерив тормозной путь, можно определить скорость, с которой двигался автомобиль. Если говорить о готовой формуле, то вот так она выглядит:

Va — собственно, скорость, которую нам нужно вычислить;
tз — время усиления торможения;
j — установленное время торможения (берётся из таблицы);
Sю — длина тормозного следа.

Обратите внимание, что величины измерения в этом уравнении — секунды и метры. Соответственно, ответ вы получите в метрах в секунду; мы предупреждаем, чтобы не сбивать вас с толку. На первый взгляд, формула не такая уж сложная. Тем не менее вычисления могут запутать вас из-за достаточно большого числа параметров и их непрозрачности. Например, время усиления торможения как-то интуитивно не может появиться у вас в голове, когда вы смотрите на след от своей резины. Определение скорости по тормозному пути всё же остаётся уделом экспертов. А теперь представьте, что вдобавок к этому вам нужно учесть ещё с десяток параметров, относящихся к вам и вашему состоянию. Представили? Это сложно для неподготовленного к математике, физике и баллистике человека, так что расчёты тоже оставим экспертам. Надо же им чем-то заняться.

В чём разница

Фото 2

Тормозной путь для каждой машины является статическим показателем. Его замеряют инженеры на тестах, указывают в расширенных спецификациях. Конечно, мы пока говорим об идеальных условиях. Такие показатели не будут учитывать мокрый асфальт, стёртые колодки и изношенную резину. Поэтому не стоит воспринимать эти цифры как нечто магическое, что заставит ваш автомобиль одинаково затормозить и на сухом новом асфальте, и на мокром льду. На них стоит лишь ориентироваться, не более.

Гораздо более значимым показателем для водителя (и гораздо более субъективным, как бы парадоксально это ни звучало) будет остановочный путь. То, что подразумевается под остановочным путём, можно замерять только разово. Скорее всего, каждый раз цифры будут разными, это определено самой сутью показателя. Итак, это расстояние, которое машина проходит с момента, когда водитель заметил препятствие, и до момента полной остановки. То есть этот показатель зависит от скорости вашей реакции, от вашей концентрации на дорожной обстановке, от того, с какой силой вы давите на педаль тормоза… Естественно, всё это очень индивидуально. Вы можете сказать, что цифры не должны отличаться очень уж сильно, и мы бы с вами согласились, если бы не одно «но»: время между «заметил» и «осознал» очень сильно зависит от вашего состояния. Сторонний наблюдатель может хоть как-то это оценить, но вот вы сами не способны на это. В частности, именно поэтому запрещено садиться пьяным за руль. Ваша реакция замедляется, но вы сами этого не осознаёте; поэтому пьяный водитель представляет огромную опасность для всех участников движения, в том числе и для самого себя.

От чего зависит тормозной путь

Рассматриваемый показатель не является постоянной величиной и может варьировать по ряду причин. Все факторы, влияющие на путь торможения, можно разделить на две большие группы: зависящие от водителя и независящие от водителя. К числу причин, не зависящих от человека за рулем, относят:

  • состояние дороги;
  • погода.

Несложно догадаться, что в дождь, снег или гололед расстояние, которое потребуется для остановки автомобиля, будет большим, чем на сухом асфальте. Торможение окажется длительным и при движении по гладкому асфальту, в который не была добавлена каменная крошка. Здесь колесам не за что зацепиться, в отличие от шершавых покрытий.

На заметку: стоит заметить, что плохое качество дороги (ямы, выбоины) не приводит к удлинению расстояния, необходимого для остановки. Здесь играет роль человеческий фактор. Пытаясь сберечь подвеску, водители редко развивают высокую скорость на подобных дорогах. Соответственно, путь торможения здесь минимален.

Факторы, зависящие от водителя или владельца авто:

  • состояние тормозов;
  • устройство системы;
  • наличие ABS;
  • вид покрышек;
  • загруженность ТС;
  • скорость движения.

Тот факт, что длина тормозного пути автомобиля напрямую зависит от исправности системы торможения, не требует доказательств. Машина с неработающим тормозным контуром или изношенными колодками никогда не сможет остановиться также быстро, как исправное ТС.

От устройства тормозных агрегатов зависит многое. Современные машины, оснащенные задними дисковыми тормозами и системами помощи при торможении, имеют гораздо лучшее сцепление с дорогой и короткий отрезок торможения.

В свою очередь, наличие EBD с ABS не всегда способствует сокращению расстояния, необходимого для остановки. На сухом твердом покрытии, где блокировка колес наступает только при очень интенсивном торможении, система действительно сокращает тормозной путь. Однако на голом льду «умный» электронный помощник начинает сбрасывать тормозное усилие даже при легком нажатии на педаль тормоза. При этом авто сохраняет управляемость, однако путь его торможения значительно увеличивается.

От чего зависит скорость замедления? Разумеется, от вида покрышек. Так, на голом, пусть и промороженном асфальте, а также в снежной каше, лучше всего тормозят т. н. «липучки» — зимние покрышки, не оснащенные шипами. В свою очередь, в гололед и на заснеженных дорогах наиболее эффективной является ошипованная «резина».

Немаловажным фактором, влияющим на величину остановочного отрезка, является скорость и загруженность машины.

Понятно, что легковесный автомобиль при скорости 60 км/ч остановится быстрее, чем грузовик, загруженный под завязку и движущийся со скоростью 80-100 км/ч. Последнему не позволит быстро остановиться слишком высокая для него скорость и инерция.

Вопросы и ответы

Подскажите пожалуйста, признали виновным в ДТП, но не дали на справки о ДТП ни схему. Только протокол о правонарушении.Как возможно его обжаловать чтобы было рассмотрение спора...

Я виновной себя не считаю. На двухполосной дороге вне перекрестка совершал разворот, по встречной полосе напротив остановки автобус также собирался совершить поворот налево. Убедившись что он мне уступает я практически завершил маневр как обогнав стоящий все еще с поворотником налево! автобус с правой стороны его опережает на скорости автомобиль через проезжую часть предназначенную для остановки общественного транспорта и прямо в меня.

Скажите, можно ли автомобилю производить обогон, либо опережение по овалу предназначенному для остановки автобусов? И действительно ли тут моя вина. ведь полоса встречки была только одна и никого больше не было. Инспектор говорит что я не убедился в безопасности маневра.Они даже тормозной путь не измерили у второго автомобиля.....

Машина новая, неужели я виновна?

Эксперт:

Анжелика, в данном случае соблюдение вторым участником ДТП правил движения несущественно для квалификации Вашей вины. Вы действительно не убедились в безопасности маневра, поскольку за автобусом двигался автомобиль, и Вы должны были это предвидеть при должной степени осмотрительности и осторожности. Вы совершали маневр, а второй водитель двигался, имея преимущество, поэтому тут он прав.

всадники на лошадях подъехал к обочине чтобы перейти проезжую часть , тк ехали машины чтобы их пропустить немного двинулись по обочине, лошадь вдруг испугалась очередной машины и шарахнулась всадник не удержался и упал на обочину, лошадь вышла на дорогу и была сбита машиной. было светло на улице , и то что лошади стоят и ждут перехода через проезжую часть водители видели, место хорошо просматривается . кто прав и виноват в данной ситуации.

Эксперт:

По приведенным выше обстоятельствам определить степень вины водителя невозможно. Здесь нужно установить, когда для водителя возникла опасная ситуация(в момент выхода лошади на дорогу), где находился водитель в момент возникновения опасности, как вела себя лошадь перед тем как скинуть водителя. С какой скоростью двигался водитель, не загораживала ли впереди ехавшая машина обзор, какой тормозной путь, имел ли он возможность предотвратить наезд на лошадь. Здесь очень много моментов, которые нужно уточнить.

Прошу разъяснить кто прав в данной ситуации http://files.mail.ru/ADFCD2A3E05D47F79301889BEB9900D0?t=1

Эксперт:

А Вы «один» или «два»?

Эксперт:

Вообще то похоже на не предоставление преимущества по главной дороге. А в момент выезда на главную где машина 2 находилась?

Эксперт:

Владимир, а что инспектора на словах сказали? Это, иногда, важно.

Эксперт:

Уточните, пожалуйста, местоположение этого участка. Нужно посмотреть, например на Яндекс-карте, чтобы объективно рассмотреть ваш вопрос. 
С уважением,  Эдуард.
Эксперт:

 

Вообще у меня сложилось неоднозначное представление о данном ДТП. И я считаю, что возможно попытаться оспорить Вашу вину.

На первый взгляд все просто: Вы двигались по прилегающей территории и намеревались выехать на главную дорогу. Это отчетливо видно на фото (номер файла 13.41.14). При этом, если смотреть с этой позиции, то хорошо видно, что с прилегающей территории на крайнюю правую полосу движения (по ходу движения Вашего автомобиля) Вы еще не выехали. Дорожный знак 5.15.1 «Направления движения по полосам», установленный ранее по ходу движения в районе АЗС перед светофором, определяет число полос и разрешенные направления движения по каждой из них (две полосы —  прямо, одна — налево). В данном случае до перекрестка их было три.  Действие указанного знака,  установленного перед перекрестком, распространяется на весь перекресток. (Приложение №1 к ПДД, раздел 5).

Далее, после перекрестка проезжая часть фактически сужается до двух полос в одном направлении, одновременно с этим крайняя правая полоса как бы переходит в прилегающую территорию, хотя это ни разметкой, ни другими элементами дороги, выделенными конструктивно, не обозначено. Лишь имеющейся вдалеке, после окончания этой прилегающей территории знак 4.2.2 «Объезд препятствия слева» свидетельствует о фактическом сужении проезжей части до трех полос.

Так вот основной упор в данном случае следует на это и делать. То есть, поскольку после проезда перекрестка иных предписывающих знаков, которые ввели бы или отменили ранее установленный знаком 5.15.1 (до перекрестка) режим движения (три полосы, а не две) вплоть до знака 4.2.2 нет, то соответственно, Вы уже находитесь на КРАЙНЕЙ правой полосе по ходу движения транспортного средства. А водитель Лады – на встречной по отношению к Вам.

Поскольку с очевидностью видно, что Лада Гранта стоит прямо перпендикулярно краю проезжей части, передней частью к Вашему автомобилю, то из этого следует сделать вывод, что до этого он двигался именно по полосе встречного движения навстречу Вам. Ну, а отсюда и следует наличие его вины в данном ДТП. Это если кратко. Нужно бы, конечно схему смотреть, составленную ГИБДД, объяснения. 

Возможно будет и более подробно обсудить этот вариант, если он Вас заинтересует.

Эксперт:

Владимир! Из представленной схемы (не знаю как она достоверно составлена) можно сделать вывод о виновности автомобиля под №2, который исходя из расположения транспортных средств на проезжей части двигался по полосе встречного движения. Действиями дорожных знаков и разметки водителю разрешается  либо совершить поворот налево, либо разворот. Водитель выезжающий с прилегающей территории должен выполнить требования знака «Уступи дорогу», предписанное направление движения только на право. Водитель автомашины под № 1 выполнил требования знака «Уступи дорогу», пропустив все ТС, двигающиеся в попутном направлении продолжил движение. Таким образом, он выполнил все действия, предписанные Правилами ПДД.В том числе и требования 

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Предполагать, что водитель автомобиля № 2 будет двигаться в нарушении ПДД по встречной полосе водитель автомобиля под №1  не мог.

Считаю, что вина водителя № 2 очевидна.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://znanieavto.ru/stop/tormoznoj-put-avtomobilya.html
  • https://carextra.ru/obuchenie/tormoznoy-i-ostanovochnyiy-put.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий