Функциональной частью органов опеки и попечительства является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. По закону служба опеки обязана защищать права и интересы лиц, которые нуждаются в досмотре. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход. Не все знают, как выстроена работа органов опеки и попечительства. Но почему-то заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна. Так ли это.

Случаи, когда назначается опека

Немного практической информации. Разбираясь, что такое опека, необходимо учесть, когда ребенок теряет родителей. К сожалению, это происходит не только в случае их смерти. Кстати, сиротство – один из самых простых примеров. Когда умирают оба родителя, беда огромна. Но еще хуже, если они живы, но не занимаются собственными отпрысками. В таких случаях людей лишают родительских прав. Следовательно, они уже не могут нести ответственности за своих родных детей. Социальное сиротство – так именую подобные ситуации. Ими также занимается государство через органы опеки. Необходимо не просто найти человека, который заменит детям безответственных, непутевых родителей, но и защитит от их пагубного влияния в случае нужды.

Функции ОПП

Информационная среда, бурно развивающаяся в последнее время, немало внимания уделяет и структурам, имеющим право вмешиваться в семейную и личную жизнь граждан (именно так это многими расценивается). Периодически появляются громкие сенсации, о вопиющих нарушениях ими своих прав и обязанностей, в отношении семей и несовершеннолетних. Люди задаются правомерным вопросом, а чем вообще занимаются органы опеки и попечительства? Работа в ОПП – это госслужба, со всеми её особенностями.

Исходя из целей и задач, определяются и функции ОПП:

  1. Контроль за соблюдением прав недееспособных граждан, защита их интересов в рамках осуществления свой деятельности. Речь идёт не только о несовершеннолетних гражданах, но и о взрослых людях, в силу тех или иных причин, неспособных руководить своими действиями и отвечать за них.
  2. Надзор за деятельностью лиц (юридических и физических), осуществляющих опекунство и попечение в соответствии с решением.
  3. Подготовка и принятие необходимых мер, для сохранности имущества опекаемых о подопечных.
  4. Участие в разрешении споров и конфликтов, возникающих между всеми сторонами отношений.

Для полного, своевременного и качественного выполнения этих задач, предусмотрен ряд функциональных прав и полномочий, они закреплены в федеральных законодательных актах:

  1. Постоянный мониторинг ситуации на вверенной территории с целью обнаружения лиц, нуждающихся в назначении над ним опеки или попечения. Образовательные и медицинские учреждения, органы соцзащиты обязаны периодически направлять список, содержащий сведения о лицах, находящихся в сложной семейной ситуации, и о неблагополучных семьях.
  2. Заявлять в суде требования о признании лица полностью или частично недееспособным либо быть инициатором обратного процесса, то есть подавать иски для лишения этого статуса.
  3. Представлять интересы людей, относящихся к категориям подопечных и опекаемых во всех государственных учреждениях и инстанциях различного уровня.
  4. Приём, рассмотрение и утверждение заявлений лиц, претендующих на назначение их опекунами или попечителями, изучение всех представленных ими документов, и вынесения решения. Они вправе наносить визиты в семьи с детьми и находящихся на попечении взрослых, где в соответствии с инструкциями, проводят обследование жилищно-бытовых условий жизни. В процедуре дальнейшего усыновления, ОПП тоже участвуют.
  5. При наличии оснований для досрочного прекращения деятельности опекунов и попечителей, становятся инициатором этого процесса в судебных инстанциях. Осуществляют надзор за деятельностью этих групп лиц, вплоть до привлечения их к административной ответственности.
  6. Утверждение сделок, совершаемых с имуществом опекаемых и подопечных, принятие мер для его сохранности, принятие защитных мер.

Вся работа, проводимая специалистами, направлена на защиту прав граждан, не обладающих достаточной дееспособностью. Это требует соответствия и постоянного совершенствования профессионального уровня служащих, выполняющих эти функции, самым высоким требованиям как в юридическом смысле, так и высоким моральным и этическим запросам общества.

Всё, что касается семейных отношений, и родительского взаимоотношения с детьми, всегда вызывает бурный интерес и полемику в обществе. В этих ситуациях очень много зависит от человеческого фактора, а именно: отличных моральных качеств работников. Они должны видеть в каждом ребёнке и семье непросто субъект для их работы, а в первую очередь – человека и его судьбу.

Условия назначения опеки и попечительства

Ответственность органов опеки и попечительства регламентируется нормами права, которые также устанавливают порядок передачи несовершеннолетнего под опеку или попечительство. Опекун или попечитель назначается, если ребенок, не достигший возраста 18 лет, потерял родителей по разным причинам. Целями и принципами опеки являются:

  • Защита законных прав гражданина.
  • Обеспечение необходимым для реализации своих прав на образование.
  • Содержание ребенка, который остался без родителей.
  • Защита интересов ребенка.

Опека устанавливается для ребенка возрастом до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Назначение опекуна или попечителя необходимо, если:

  • Лицо недееспособно.
  • Лицо имеет не полную дееспособность.

Согласно закону, письменное заявление от лица, которому назначают попечителя, не требуется, но согласие является обязательным.

Чтобы стать опекуном или попечителем, необходимо собрать этот пакет документов и подать его в уполномоченные органы опеки:

  • Заявление, написанное по определенной форме, в котором излагается просьба назначения опекуном.
  • Справка, которая подтверждает размер зарплаты – берется по месту работы.
  • Документ, который подтверждает жилищные условия.
  • Справка о том, что у лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, нет судимости.
  • Копия документа, подтверждающего факт вступления в брак.
  • Медицинская справка о состоянии здоровья.
  • Согласие членов семьи, которым уже исполнилось 18 лет – подается в письменной форме.
  • Документ, который подтверждает факт готовности лица принять на себя обязанности опекуна или попечителя.
  • При наличии – пенсионное удостоверение (копия).
  • Автобиография.
  • Документ, который подтверждает личность лица, которое претендует на роль опекуна или попечителя.

Права кандидата на опекунство:

  • Получить основную информацию о ребенке.
  • Получить данные о родственниках ребенка.
  • Ознакомиться с состоянием здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями здоровья.
  • Заказать независимое медицинское обследование ребенка.

Если гражданин имеет намерение стать опекуном, ему необходимо:

  • Познакомиться с ребенком.
  • Подтвердить письменное ознакомление с состоянием здоровья ребенка.
  • Ознакомиться со всей документацией, которая касается ребенка.

Опекунами могут стать лица, которые являются полностью дееспособными, достигли 18 лет, в отношении их нет документа, лишающего родительских прав.

Основные факторы назначения опекуном или попечителем:

  • Личностные, моральные качества.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Способность выполнение обязанности опекуна.
  • Отношения с ребенком.
  • Отношение к факту установления опекунства членов семьи кандидата.
  • Благосостояние кандидата.
  • Желание претендента стать опекуном.

Факторы, которые не позволяют быть опекуном:

  • Лишение родительских прав.
  • Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере выполнять обязанности опекуна.
  • Лица, зависимые от алкоголя или наркотиков.
  • Лица, которые имели судимость.
  • Граждане, которые состоят в отношениях с лицом своего пола.

После подачи документов орган опеки осуществляет проверку кандидата на роль опекуна или попечителя – в течение 15 дней с момента предоставления документов. По завершении периода проверки, органы опеки принимают решение относительно кандидата. В случае отказа необходимо предоставить объяснение причин и объяснить процедуру обжалования данного решения.

Органы опеки

Фото 2

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства  является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность  органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

Задачи органов опеки и попечительства

Опекунство над недееспособным человеком — права и обязанности

Функции и задачи:

  • Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
  • Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
  • Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
  • Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
  • Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.

Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста).

В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.

В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.

Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки

Фото 2

 Немного истории

Забота и воспитание детей, волею судьбы оставшихся без родных предков, всегда считались делом благородным, и как раньше говорили, богоугодным. Детей таких было всегда немало, принимая во внимание постоянные войны или оборону от нападавших иноземцев. Да и в семьях было не по 1-2 ребёнка, а по 6-8. И обо всех, оставшихся волею судьбы сиротами, принято было печалиться, на современном языке – опекать. Девочки чаще всего попадали в монастыри, а юноши в специальные сиротские училища, где обучались разным нужным профессиям. Со временем государство стало играть главную роль в судьбах сирот. В крупных городах, таких как Нижний Новгород и Москва богатые купцы открывали при монастырях так называемые «гошпитали» и«сиротопитальницы» для сирот.

Понятия «опека и попечительство» оформились в отдельный институт при Екатерине II. Именно она приняла Закон, предусматривающий создание дворянской опеки, и других органов, обязанных следить за судьбами сирот. В законодательных актах, заложившими основы гражданского права были сформулированы права сирот на наследство родителей.

При последнем императоре создано «Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества» под патронажем императрицы Александры Фёдоровны. Сам институт опеки и попечительства не претерпевал существенных изменений вплоть до осени 1917 года, когда Российская Империя прекратила своё существование.

Полномочия службы опеки и попечительства

Служба, осуществляющая контролирующие и надзорные функции деятельности опекаемых и законных представителей, имеет свой круг полномочий:

  • взаимодействие с другими государственными организациями (подача исковых требований в суд, совместная работа с КДН и ЗП, инспекторами по делам несовершеннолетних, образовательными учреждениями, досуговыми предприятиями и другими ведомствами);
  • представление интересов недееспособных и детей;
  • контроль деятельности законных представителей;
  • работа по установлению опеки и возложения функций на кандидата.

Стремление к качественному выполнению требований законодательства считается главной целью специалистов, они занимаются обеспечением всех благ и условий для нуждающихся в этом людей.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Обязанности ООП

Чтобы достичь поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

И далее мы рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как показывает практика, такие случае не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней; лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В данном варианте ООП не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление комплекса услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев ООП постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.
Читайте также: Семейный кодекс о совместно нажитом имуществе супругов

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, чем занимаются органы опеки и попечительства.

Законы, регулирующие работу органов опеки и попечительства

Фото 4

Для определения функций и полномочий органов попечительства на федеральном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность и устанавливающие механизм проведения процедур, находящихся в их ведении.

К ним относятся:

  • Конституция как главный и основной документ, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: она дает понимание, что у каждого человека имеются права – на жизнь, жилище, вероисповедание, достоинство личности и другие свободы, указывающие на равноправие и единство народа в стране.
  • Закон об опеке и попечительстве, изданный 24 апреля 2008 года под номером 48: в нем изложены задачи и цели работы этого ведомства, обязательства перед людьми и законодательством, полномочия, основания для установления опекунства и освобождения от возложенных функций, способы защиты прав опекаемых.
  • Семейный кодекс, который начал действовать с 29 декабря 1995 года: он говорит об особенностях защиты интересов детей, не достигших совершеннолетия при нахождении их под опекой, обязательствах и правах опекунов и попечителей.
  • Постановление Правительства под номером 423, принятое 18 мая 2009 года, формирующее понимание о правилах подбора кандидатов для детей, которые остались без попечения родителей, ведения личных дел опекаемых, механизмах создания приемных семей, отчетности законных представителей.

Эти нормативно-правовые акты составляют юридически полную базу для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, ими руководствуется Министерство социального развития и инстанции, проверяющие качество работы социальных структур.

Отстранение опекуна

Следует знать некоторые юридические нюансы рассматриваемого вида взаимоотношений. Опека оформляется специальным договором. Если лицо, которому государство доверило своего маленького гражданина, не справляется с обязанностями, он разрывается. Это не происходит без последствий. Ведь опекун берет на себя определенные обязательства. Кроме того, он получает денежные средства на их исполнение. Для выяснения всех обстоятельств проводится разбирательство, в котором участвуют официальные лица и представители общественности. Если ребенок пострадал вследствие недобросовестности опекуна, дело передается в правоохранительные органы. Это очень неприятная ситуация для всех. Специалиста, выбравшего неподобающего опекуна, обязательно наказывают. Он должен внимательно и досконально изучить личность, которой передается ребенок. Это записано в его должностных обязанностях. Нельзя допускать, чтобы сомнительным личностям была доверена опека. Семьи, в которые отдаются дети, должны быть благополучными.

Контроль над органами опеки

Эта функция возложена на работников прокуратуры - органа, призванного защищать интересы граждан независимо от возраста. Контроль – одна из функций государства. Работники прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью органа опеки. На практике они проверяют документы на предмет выявления нарушений. Если что-то там не в порядке, то наказывают, без этого не обходится.

Есть еще один вид неофициального контроля – общественный. Вокруг ребенка множество неравнодушных людей. Они присматривают по своей инициативе за тем, как относится к малышу опекун. Если замечают в его поведении недобросовестность или недобропорядочность, могут сообщить «куда надо». В принципе, таковую деятельность государство приветствует. Не может несколько человек, работающих в отделе опеки всех охватить вниманием. Помощь общественности здесь просто необходима.

Функции органов опеки и попечительства

Фото 5

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

Законодательная база

Отдел опеки в субъектах РФ является структурным подразделением муниципальных и региональных администраций. Как правило, входят в состав департаментов или министерств образования. В своей работе сотрудники органов руководствуются основными законодательными актами, действующими в мире (Конвенция ООН о правах ребенка), принятыми и действующими на территории РФ (Конституция, Гражданский, Семейный кодекс и пр., закон «Об опеке и попечительстве» и др.), а также региональными законами.

Основные положения, чем занимаются

Чем отличается опека от усыновления

Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:

  • служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
  • служба опеки взрослых недееспособных граждан.

Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных

Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:

  • Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
  • Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
  • Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
  • Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
  • Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.

Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних

Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда. 

Структура ОПП

К государственным структурам, осуществляющим контроль и регулирование прав несовершеннолетних, относятся органы опеки и попечительства. Они расположены в каждом субъекте Российской Федерации и имеют чёткую вертикальную структуру. Субъект имеет право сам формировать и устанавливать эту вертикаль, с учётом положений Семейного и Гражданского кодексов РФ. В каких-то из субъектов полномочиями этих органов обладают местное самоуправление, а в других организуются службы или отделы в рамках администраций муниципалитета. Крупные субъекты, такие как город федерального значения Москва, закрепляют их полномочия в зависимости от социальной группы, к которой подлежат нуждающиеся граждане. Большое значение при формировании структуры имеют факторы численности населения, и их скопления в определённых населённых пунктах.

В целом все ОПП, независимо от их структурного расположения относятся к исполнительной власти и не обладают признаками органов государственной власти. В переводе на нормальный человеческий язык, все их действия направлены на исполнение предписаний закона, но не на самостоятельное принятие властных решений.

Каждое подразделение, независимо от названия, имеет чётко ограниченную территорию.

Выявление потенциальных подопечных

Чтобы не оставить людей, требующих специальной помощи, без поддержки, государство создает специальные органы. Они, как правило, формируются в структурах районной власти. Отдел опеки занимается сбором информации о детях-сиротах, неблагополучных семьях и так далее. То есть в его обязанности входит контроль и мониторинг ситуации на подведомственной территории. На практике отдел опеки получает данные о детях от сельских советов. Довольно затруднительно из районного центра видеть, что происходит в каждой семье. Потому налаживаются связи с работниками органов местного самоуправления, школ, неравнодушными гражданами. Когда ребенок попадает в беду, его делами занимаются указанные люди. Они собирают документы, передают их в орган опеки. Кроме того, те, кто знает ситуацию, зачастую помогают подобрать опекуна. Это ответственное и довольно тонкое дело. Опекунами почти всегда становятся родственники ребенка. Решение вполне обоснованное. Малыш привык к тете или бабушке, не испытывает дополнительного стресса. Но в семьях иной раз возникают конфликты по поводу личности опекуна, связанные со «шкурным» интересом. Потому выбор лица, отвечающего за ребенка, – дело серьезное и ответственное.

Фото 5

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки для конкретного субъекта. Установление попечительства для ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества,  долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в  семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.
Читайте также: Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Вопросы и ответы

Я мама троих детей.В марте органы опеки и попечительства вызывали меня на комиссию по вопросу исполнения моих родительских обязанностей к главному директору по моему району. На что глава сказал что претензий ко мне ни каких нет и почему меня туда на правили тоже он не понял. 10.05.2018 мне заново пришло письмо о том что меня приглашают на комиссию по тому же вопросу, но уже не к глав председателю органов а в их комитет , к заведующей. Хотелось бы узнать подробнее как они должны вызывать?, что должны мне предоставить?, и какие обвинения в мою сторону,могут их быть излишне?

Эксперт:

Татьяна,

Полномочия органов опеки определены ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также нормами ГК РФ, СК РФ и др.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К функциям органов опеки и попечительства относятся надзор за правами несовершеннолетних (в том числе и имеющих родителей), урегулирование споров между родителями, отнесённых к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребёнка, об определении места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.

Российское законодательство защищает права несовершеннолетних детей и при проведении сделок с недвижимостью, в том числе и ипотечных сделок. Такая защита приводит к небольшим ограничениям при проведении сделок и необходимости совершать дополнительные действия. Эти действия заключаются в необходимости согласования сделки с органами опеки и попечительства.

К обязанностям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.

Органы опеки и попечительства вправе отбирать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приёмными родителями, патронатными воспитателями.

Татьяна, если у вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Какой орган отвечает за опеку и попечительство И сколько этих органов? Распишите или скажите где искать подобную инфу

Эксперт:

Юлия!

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170504;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=FFD317C994E968FFF9B215E616597528;rnd=0.8585338299162686

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Структуру этих органов определяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), т.е. Губернатор региона.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Если интересует картина по конкретному региону, то необходимо изучать региональное законодательство. Это как правило закон субъекта РФ об опеке и попечительстве, плюс может быть закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государтсвенными полномочиями в сфере опеки и попечительства.

К примеру, согласно статье 1 Закона г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»

www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/294732/

1) уполномоченные органы в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее — уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа) — органы исполнительной власти города Москвы, выполняющие в пределах своей компетенции полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее — органы местного самоуправления), выполняющие отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы;
Эксперт:

Ссылка на информацию для Москвы:

www.dszn.ru/activities/podderzhka_detey_sirot/upolnomochennye_organy_v_sfere_opeki/

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/new-chto-takoe-opeka-otdel-opeki-i-popechitelstva-opisanie-osobennosti-obyazannosti.html
  • https://brakirazvod.com/opeka/organy-popechitelstva
  • https://advokat-malov.ru/grazhdane/organy-opeki-i-popechitelstva.html
  • https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki
  • https://shtrafsud.ru/dokumenty/organy-opeki-i-popecitelstva.html
  • https://govcare.ru/opeka/organy-popechitelstva
  • https://pokodeksu.ru/semeynoe-pravo/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html
  • https://www.samso.ru/grazhdanskoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий