Как использовать распоряжение на утверждение правил нормирования пример и обоснование

Образец нормирования в сфере закупок

В качестве примера нормирования часто приводят предельные характеристики закупаемых автомобилей. Смотрите их в Постановлении Правительства РФ от г. № 927. К примеру, мощность двигателя должна быть не больше 200 лошадиных сил. А цена авто зависит от того, кто будет им пользоваться. Если это руководитель структурного подразделения федерального госоргана или его замы, цена не может превышать 1,5 млн руб.

Как заказчику нормировать закупки по 44-ФЗ

Чтобы нормировать закупки, примите два документа – ведомственный перечень и нормативные затраты. Каждый год утверждать документы необязательно – достаточно вносить правки по мере необходимости. Например, когда изменились характеристики продукции. Прежде чем утвердить документ о нормировании, проведите общественное обсуждение в ЕИС. Читайте, как разработать и принять ведомственный перечень и нормативные затраты.

Пошаговая инструкция

Кто формирует

На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, — это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Общие правила нормирования в сфере закупок

Порядок установлен на федеральном уровне. Это регламент, на основании которого заказчики утверждают требования к количеству и максимальной цене товаров, их свойствам. Их прописывают, чтобы не допустить избыточных трат.

Правила действуют для госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных учреждений, бюджетных учреждений. Процедура нормирования состоит из нескольких этапов. На первой формируют общие правила на федеральном уровне. Далее разрабатывают обязательные перечни ТРУ. Последний этап — установление требований к ТРУ.

О разработке и принятии НПА о нормировании говорится в постановлении Правительства РФ от № 476. Иначе говоря, на федеральном уровне диктуют общие правила, а на местах на их основе устанавливают свои. Какие нормативные акты применять при нормировании, смотрите в справочной таблице

Нормативные затраты регулирует постановление Правительства РФ от № 1047. Опираясь на него, регионы и муниципалитеты определяют требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для нужд региона и муниципалитета.

По данным Минфина, только 50% разработанных на местах актов о нормировании соответствует закону. Среди самых популярных нарушений — внесение в документ формул без конкретных нормативов цены, классификация нормативных затрат по правилам, не отвечающим федеральным, указание нормативных затрат на расходы, которые не связаны с закупками.

Новые правила нормирования по 44-ФЗ: что учесть в 2019 году

Исправьте ваши акты по нормированию, они устарели. На примере Россельхознадзора расскажем, какую новую комиссию придется создать, как узаконить ее работу. А в таблице смотрите разницу между новыми и старыми правилами работы.
Из статьи вы узнаете:
Что поменялось в правилах нормирования. Сравнительная таблица;
Зачем нужна новая комиссия и кого в нее включить;
Как узаконить работу комиссии по рассмотрению предложений;
Шаблоны докуметов для комиссии заказчика.

Смотреть новые правила

Цель нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ

Можно выделить две главные цели. Во-первых, так власти следят за тем, чтобы заказчики не закупали предметы роскоши и ТРУ с избыточными характеристиками. Во-вторых, регулирование предельных цен ТРУ.

Как формируются правила нормирования

В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

Нововведения 2019 года

Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от № 712. Из обязанностей заказчика убрали обязательное обсуждение актов по нормированию на заседаниях общественных советов. Теперь предложения рассматривает специальная комиссия. Ее формируют из действующих сотрудников. Они занимаются оценкой предложений и составлением протоколов.

Раньше все предложения от общественных объединений и физлиц включали в отчет. Его требовалось опубликовать в ЕИС в течение 3 дней. В 2019 году нужно размещать не отчет, а протокол. Время, которое дается на размещение, увеличили до 30 дней. Кроме того, сократился период обсуждения проектов по нормированию в целях общественного контроля — с 7 дней до 5.

В чем заключаются правила нормирования

Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от .

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

Как сделать нормирование закупок по 44-ФЗ

Разберем пошагово, как определить правила нормирования на основе федеральных требований, для муниципалитета. Местная администрация устанавливает:

  • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (в НПА говорится, какие именно документы должны утвердить муниципальные органы и в каком порядке);
  • правила определения требований к закупаемым ТРУ;
  • обязательный перечень ТРУ, на основе которого муниципальные органы впоследствии утверждают ведомственный перечень, при необходимости добавив к обязательному дополнительные позиции;
  • правила определения нормативных затрат.

Дальше каждый муниципальный орган издает собственные документы, основываясь на описанных выше. Это требования к закупаемым ими и подведомственными учреждениями ТРУ, ведомственный перечень, нормативные затраты.

Нормативы необходимо пересматривать не реже одного раза в год. Рекомендуем делать это до планирования бюджета.

Смотрите также по теме:

  • Про нормирование простыми словами: чек-лист и образцы документов. 6 шаблонов для получателя и распорядителя средств
  • Ошибки в нормировании – что не понравится аудитору
  • Правовые акты по нормированию в закупках
  • Как применять одновременно нормативные требования и КТРУ

Вопросы и ответы

Администрацией городского поселения, расположенного на территории муниципального образования - муниципального района, разработаны и утверждены нормативные документы по нормированию в соответствии с требованиями части 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вопрос: Должны ли администрацией городского поселения разрабатываться и утверждаться нормативные документы по нормированию по основаниям, указанным в части 4 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ.

Эксперт:

Администрация должна устанавливать правила нормирования.

Чтобы установить правила нормирования закупок для муниципальных нужд, нужно принять следующие муниципальные правовые акты (ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ):
1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.
В данном документе нужно предусмотреть в том числе (п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476):
— требования к правовой форме названных актов, порядку их согласования, срокам утверждения и размещения в ЕИС;
— случаи внесения изменений в акты;
— требование об обязательном общественном обсуждении актов и порядок такого обсуждения;
— порядок рассмотрения проектов отдельных актов, перечисленных в абз. 3 пп. «б», абз. 3 пп. «в» п. 1 Общих требований, на заседании общественного совета при муниципальном органе.
В остальных вопросах местная администрация определяет содержание документа самостоятельно.

2. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам).

3. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений.

На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):
1. Требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными подразделениями, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам).
Проект данного документа до его утверждения должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при муниципальном органе (п. 3 Общих требований).
2. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.

Эксперт:

Александр.

Обязанность соблюдать в части нормирования ч. 4 ст. 19 Закона о контрактной системе четко прослеживается в содержании ч. 5 ст. 19 указанного закона.

 Таким образом, администрацией городского поселения должны разрабатываться и утверждаться нормативные документы по нормированию по основаниям, указанным в части 4 статьи 19 Закона о контрактной системе. 

Какие этапы закупочной деятельности, регулируемые законодательством, были изменены положениями 44-ФЗ? Интересует вопрос нормирования в сфере закупок по 44 ФЗ.

Эксперт:

Контрактная система закупок: законодательство и правоприменение


Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), а с ним и контрактная
система закупок
, действует с января 2014 года. Об основных нововведениях
Закона о контрактной системе рассказывает эксперт по госзаказу.

Если
сравнить Закон № 44-ФЗ с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее
Закон № 94-ФЗ), можно увидеть, что новый Закон о контрактной
системе более полно регулирует цикл закупок – планирование, определение
поставщика, заключение и исполнение контрактов (напомним, бюджетные учреждения
заключают не контракт, а гражданско-правовой договор бюджетного учреждения).
Только в 2013 году должно быть разработано и принято порядка 40 новых
нормативно-правовых документов, дополняющих Закон № 44-ФЗ, а в целом таких
документов по контрактной системе закупок будет более 50.

Закон
№ 44-ФЗ – приоритетный нормативно-правовой акт, регулирующий контрактную
систему закупок. Контрольно-надзорные органы при проверках соблюдения правил
закупочной деятельности обычно руководствовались положениями не только Закона №
94-ФЗ, но и других нормативно-правовых актов. Теперь иное федеральное
законодательство, регулирующее контрактную систему закупок, будет применяться
лишь в части, не противоречащей положениям Закона № 44-ФЗ. Принимать новые
нормативно-правовые акты в сфере закупок, в частности, могут Президент РФ,
Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы госвласти
субъектов РФ, органы местного самоуправления в рамках своих полномочий. Кроме
того, в этот список включена и госкорпорация Росатом.

Если
текст Закона № 44-ФЗ толковать буквально, нет упоминаний о том, что один из
новых принципов контрактной системы – принцип конкуренции – распространяется на
уполномоченные органы. В Законе № 94-ФЗ были отдельно описаны действия
заказчиков и уполномоченных органов, в новом законе упоминается лишь заказчик.
В терминах Закона № 44-ФЗ лицо, которому переданы полномочия полного цикла
закупок, полномочия определения поставщика, обладает правами и обязанностями
заказчика. Для реализации закупочной деятельности в большинстве случаев можно
поставить знак равенства между понятиями «заказчик» и «уполномоченный орган»,
поскольку уполномоченный орган может управлять полным циклом закупки, начиная
от планирования закупок и заканчивая платежами и приемкой.

Обоснование и нормирование закупок, ответственность за результат


Одна
из новаций Закона № 44-ФЗ – необходимость обоснования закупки, в том числе
обоснования соответствия этой закупки целям хозяйственной деятельности
учреждения. Цели закупок для бюджетных и казенных учреждений в Законе № 44-ФЗ
не обозначены. Пока этот пробел в законе не заполнен, нужно ориентироваться на
соответствие закупки целям уставной деятельности учреждения и полученному
госзаданию.

Также
появляется нормирование закупок. Оно означает возможность для органов власти
установить требования к закупаемой учреждением продукции. Нормировать можно
количество закупаемой продукции, нагрузку, предельную стоимость. В том числе,
можно установить характеристики, обязательные для закупаемых товаров, работ,
услуг. На практике чаще всего встречается установление региональными
министерствами экономического развития требований к закупаемым продуктам
питания и предельной цены.

Важная
особенность Закона № 44-ФЗ – принцип ответственности за результат. Эта
ответственность начинается с формирования целей и обоснования закупки и
действует в процессе реализации закупки вплоть до получения результата.
Контроль на всех этапах цикла закупки с января 2014 года расширен и будет
проводиться уже с начала нормирования закупок. Сквозной контроль обеспечивается
через присвоение закупке единого идентификационного номера, действительного со
стадии планирования до заключения контракта. На практике это означает, что
многозначный цифровой номер извещения о закупке, который присваивается на
официальном сайте при публикации извещения, будет генерироваться уже на этапе
планирования закупки.

Контрактная служба, контрактные управляющие


Закон
№ 44-ФЗ требует введения контрактных служб или контрактных управляющих. Это ключевые
представители заказчика, отвечающие за полный цикл закупки, начиная от
планирования и заканчивая исполнением и закрытием контрактов (договоров). Они
планируют закупки, выбирают поставщика, координируют весь цикл закупки,
отвечают за результат каждого этапа. При объеме закупок до 100 млн руб.
юрлицо-заказчик вправе назначить контрактного управляющего, при превышении этого
предела нужно создать контрактную службу. Работа контрактной службы
регулируется отдельным внутренним положением, которое разрабатывается на основе
типового Положения, утверждаемого Правительством РФ. Сейчас проект типового
Положения проходит общественную экспертизу и контроль.

Принцип
профессионализма означает предъявление к заказчику – его должностным лицам,
контрактной службе, управляющим, членам комиссии – определенных требований в
области профессиональных знаний и компетентности. Однако в полной мере этот
новый принцип контрактной системы начнет применяться только с января 2016 года.
Поэтому сейчас, особенно пока не установлена аккредитация программ в
соответствии с Законом об образовании, не стоит торопиться с повышением
квалификации специалистов по закупкам.

Определение поставщика, банковские гарантии


Расширен
ряд способов определения поставщика – добавились запрос предложений и такая
разновидность конкурса как закупки с ограниченным участием. На практике это
означает сокращение случаев закупки у единственного поставщика, что коснется и
контрактов на закупку электроэнергии. В отличие от Закона № 94-ФЗ, Закон №
44-ФЗ требует, чтобы закупка электроэнергии проводилась конкурентным способом,
путем запроса предложений. О реализации этого положения нужно задуматься уже
сейчас.

Изменена
регламентация использования банковских гарантий. Закон № 94-ФЗ предполагает
использование банковских гарантий только для обеспечения исполнения контракта
(договора). Согласно Закону № 44-ФЗ банковские гарантии могут служить также
обеспечением заявок. Есть и исключения. Поскольку лицевые счета при проведении
электронных аукционов ведутся оператором площадки, в этом случае применение
банковских гарантий невозможно.

Антидемпинговые меры


Закон
№ 44-ФЗ предлагает порядок применения антидемпинговых мер. Закупки разделяются
на две категории – до 15 млн руб. и свыше этой суммы. Если участник аукциона на
закупку свыше 15 млн руб. предложил снижение цены на 25 процентов и более,
заказчик с помощью специального механизма может проверить добросовестность
поставщика и при необходимости запросить дополнительное обоснование
предложенной цены. Поставщик в этом случае обязан представить обеспечение
контракта (договора) в полуторакратном размере. Так, если заказчик установил
обеспечение контракта (договора) в размере 30 процентов, то при применении
антидемпинговых мер исполнитель обязан представить обеспечение в размере 45
процентов. Для закупок объемом до 15 млн руб. поставщик может вместо
полуторного обеспечения представить три ранее успешно исполненных контракта
(речь идет именно о контрактах по закупкам, регулируемым Законом № 94-ФЗ или
Законом № 44-ФЗ). Давность таких контрактов должна быть не более года, и один
из них по сумме должен составлять не менее 20 процентов начальной цены той закупки,
в которой участвует поставщик. Для контрактов на закупку топлива, средств
неотложной медицинской помощи, продуктов питания, лекарственных средств
снижение цены на 25 и более процентов поставщик, помимо дополнительного
обеспечения, сопровождает обоснованием цены. Это может быть, например, письмо
дистрибьютора с указанием количества и цены передаваемого поставщику товара или
документальное подтверждение того, что продукция имеется у поставщика в
наличии.

Мониторинг, аудит эффективности и экспертиза закупок


Мониторинг
закупок заключается в автоматическом контроле действий заказчика на официальном
сайте со стороны единой информационной системы. Уже сейчас официальный сайт
контролирует действия заказчика и при необходимости выдает рекомендации или
предупреждения. Аудит эффективности будет проводиться Счетной Палатой РФ либо
контрольно-счетными палатами субъектов РФ. Также введена обязанность заказчика
привлекать экспертов, экспертные организации. В Законе № 44-ФЗ прописан
конкретный перечень случаев, когда это необходимо для заключения контракта
(договора).

Подтвердить
квалификацию эксперта могут дипломы, сертификаты, свидетельства и иные подобные
документы. Однако отрасль, которую должен представлять эксперт, законом не
описана. Например, при закупке лекарственных средств для пациентов у
единственного поставщика можно привлечь экспертов из трех областей. Во-первых,
медэксперта, который подтвердит соответствие лекарства именно такого
наименования потребностям пациента. Во-вторых, товароведа, способного подтвердить
реалистичность цены, по которой планируется закупка, и отсутствие у препарата
излишних потребительских свойств и характеристик. И, в-третьих, эксперта по
закупкам, который оценит соответствие процедуры закупки требованиям
законодательства.

Установлен
запрет аффилированности эксперта и заказчика, заказчика и поставщика, эксперта
и поставщика. В том числе, экспертом не может выступать бывший сотрудник
заказчика. Контролировать независимость заказчика, эксперта и поставщика друг
от друга позволяют предусмотренные законодательством инструменты. Так, при
закупке на сумму свыше 1 млрд руб. для федеральных нужд и свыше 100 млн руб.
для нужд субъекта РФ в контракте упоминаются конечные выгодоприобретатели,
которых поставщик обязан указать.

Типовые контракты и контроль


Такое
нововведение как типовые контракты с типовыми условиями снижает, в том числе,
вероятность внесения в условия контракта дискриминационных для поставщиков
норм. При разработке проекта договора (контракта) в процессе подготовки
закупочной документации заказчик обязан проверить наличие соответствующих
Закону № 44-ФЗ типовых контрактов для сферы, в которой планируется закупка.
Типовые контракты размещаются в единой информационной системе на официальном
сайте, каждый из них содержит изменяемую и неизменяемую часть. При отсутствии
типового контракта учреждение может разработать собственный вариант.
Использование типовых форм означает, помимо унификации содержания и условий
контракта, стандартизацию порядка платежей.

При
цене контракта свыше 1 млрд руб. Закон № 44-ФЗ предписывает обязательный
общественный контроль и общественное обсуждение закупок. Под общественным
контролем понимается возможность для общественных организаций обжаловать
действия заказчика. Правительство РФ урегулирует эту область дополнительными
постановлениями. Кроме того, функции контролера в сфере закупок с 2016 года
приобретает Федеральное казначейство. Нарушение условий договора (контракта)
влечет за собой обязательное применение штрафных санкций.

При
проведении конкурентной закупки в любом случае требуется обеспечение исполнения
контракта. В некоторых случаях обеспечение исполнения контракта (договора по
Закону № 44-ФЗ) требуется даже при закупке у единственного поставщика. В законе
описаны случаи исключений, когда заказчик вправе не требовать обеспечения
исполнения контракта, – все они касаются закупок у единственного поставщика.
Обеспечение заявок стало обязательным инструментом при проведении конкурса или
аукциона.

Подробнее: www.budgetnik.ru/art/3516-kontraktnaya-sistema-zakupok#ixzz3Mz8HsUIK


Источники

Использованные источники информации.

  • https://www.pro-goszakaz.ru/article/103069-qqq-19-m4-normirovanie-v-sfere-zakupok
  • https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/razbiraemsya-s-normirovaniem-v-sfere-goszakupok
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий