Рассмотрим, что такое коэффициент Кт и как он влияет при расчете стоимости ОСАГО.

Кт: от чего зависит

Территориальный коэффициент формируется для каждого конкретного региона в зависимости от таких моментов:

  • Загруженность дорог – для мегаполисов коэффициент будет существенно выше, чем для городов небольших, поскольку зарегистрированных автомобилей там больше.
  • Показатель аварийности – повышение коэффициента отмечается в регионах, где фиксируется большое число ДТП.

Показатель территории: как определять?

Такой параметр, как показатель территории, определяют так:

  • Для физлиц – местом, где зарегистрирован автовладелец (указано в гражданском паспорте). Пример: ТС зарегистрировано в Туле, тогда как его собственник прописан в Ульяновске. В этом случае Кт определяется по данным Ульяновска.
  • Для юрлиц и ИП (индивидуальных предпринимателей) – регионом, в котором предприятие зарегистрировано. Пример: компания зарегистрирована в Саратове, а ТС поставлено на учет в Саратовской области. В этом случае Кт определяется по показателю Саратова.

Нормативы, по которым устанавливают Кт

Среди законодательных актов, которыми регулируются все аспекты, связанные с полисами ОСАГО, являются:

  1. ФЗ «Об ОСАГО» (№40 от г.). Этот документ определяет порядок расчетов страховых премий (с применением в расчетах не только ставок базовых, но и различных коэффициентов);
  2. Указание Банка России №3384-У от г. Этим документом регламентируются значения базовых ставок. Кроме того  здесь содержится подробный перечень критериев определения каждого из коэффициентов, который влияет на стоимость полиса ОСАГО.

Как можно получить скидку на страховой полис?

Разумеется, любой водитель будет рад сэкономить. В страховом договоре указываются случаи, когда коэффициент может понижаться на несколько пунктов. За езду без аварий в прошедший год можно иметь скидку — 5%. Как следствие, чем больше лет не было дорожно-транспортных происшествий, тем сильнее будет и процент скидки и понижается коэффициент КБМ. Но при покупке новой машины подобная скидка сохраняется.

А какой может быть самая большая скидка на полис ОСАГО? Максимум скидки за безаварийность может достигать 50%. Но для ее достижения шофёр должен добросовестно ездить больше 10 лет. Здесь стоит предостеречь — некоторые недобросовестные страховщики считают иначе. Нередко можно увидеть около МРЭО микроавтобусы и стационарные вагончики, предлагающие полисы ОСАГО со скидкой до 40%. Здесь важно понимать — это не по закону!

Когда заключается новый либо продляется существующий договор по обязательному страхованию (АГО), страховщик должен проверить убыточность всех вписанных в полис водителей, пользуясь общей информационной системой. Конечно, страховщик-посредник просто не может представить ту скидку, которую заявляет, на законных основаниях. Чаще всего просто-напросто продаётся полис ОСАГО обанкротившейся фирмы, а то и вовсе поддельный. Ни одна страховая компания по такому полису не выплатит, и возмещение нанесённого ущерба будет лишь на виновнике дорожно-транспортного происшествия.

 Примеры расчётов

Как пример можно привести расчёт стоимости ОСАГО для легкового автомобиля категории B физического лица возрастом в 22 года и со стажем вождения в 2 года. Транспорт прошёл регистрацию в г. Белгород, страховые возмещения не оплачивались, машиной пользовались другие люди. Мощность этого транспорта составляла 80 лошадиных сил, им пользовались 6 месяцев. Нарушений не было.

Расчёты, напомним, происходят по такой формуле: Т= ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Теперь нужно подставить необходимые значения:

Т = 3432 умножить на 1.3 умножить на умножить на умножить на 1 умножить на 1.1 умножить на 0.7 .

Как результат, стоимость ОСАГО в данном случае получится равной 6103,05 российских рублей.

Это может показаться достаточно сложным и пугающим для неопытного человека, но на деле всё достаточно просто. Во-первых, существуют онлайновые калькуляторы, оптимизирующие многие процессы проверки и расчёта. Во-вторых, имеются даже видеозаписи, наглядно рассказывающие, как самостоятельно рассчитать ОСАГО, как, например, вот это видео от Артёма Алымова:

Вы можете посмотреть его и поучаствовать в обсуждении вместе со всеми желающими, а также прямо там имеются и ссылки на полезные онлайновые калькуляторы.

Фото 1

Каким образом определяется величина страховки?

Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали. А как же страховка рассчитывается в наше время?

Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:

  1. Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
  2. Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
  3. Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.

Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:

  • Технические данные транспортного средства;
  • Время его страхования;
  • Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.

Можно ли сэкономить на территориальном коэффициенте?

Для крупных мегаполисов характерна высокая интенсивность движения и, как следствие, вероятность ДТП в таких городах гораздо больше. Так, для Москвы, Перми, Казани коэффициент территории ОСАГО = 2,0. При этом интенсивность движения в сельской местности малая, а вероятность возникновения там ДТП низкая. Как правило, в большинстве небольших городов и сел Кт=1,0.

Из этого следует, что цена полисов ОСАГО для ТС, которые территориально привязаны к малым населенным пунктам существенно ниже, чем стоимость таких же полисов для автомобилей «городских».

Автоводителю, проживающему в мегаполисе и желающему сэкономить на коэффициенте территории стоит найти родственника в сельской местности и оформить свой автомобиль на него. Такие действия приведут к довольно ощутимой экономии на стоимости автогражданки.

Для наглядности мы приводим 2 таблицы территориальных коэффициентов, где первая содержит Кт для самых густонаселенных городов и областей РФ, а вторая содержит полную информацию о Кт. В этих сводных таблицах есть два вида значений коэффициентов, а именно:

  • К(авт.) — для ТС, кроме тракторов, самоходных дорожно-строительных и пр. машин;
  • К(трак.) — для тракторов, самоходных дорожно-строительных и пр. машин.

Значит, если Вы являетесь владельцем легкового/грузового авто, мотоцикла либо автобуса, то в стоимость полиса ОСАГО, войдет коэффициент К(авт.),  а если это трактор либо самоходная техника — К(трак.).

Кт: что это?

Под «Кт» в автостраховании понимают коэффициент территории преимущественного использования. Он отражает интенсивность дорожного движения в конкретном населенном пункте страны (к которому привязан автомобиль) и устанавливается отдельно для каждого региона РФ.  Обратите внимание, что территория преимущественного использования подразумевает:

  • для физлиц — место прописки собственника ТС (здесь и далее — транспортного средства);
  • для юрлиц — место регистрации ТС.

ОСАГО формула расчёта, верная расшифровка всех коэффициентов

Фото 3

Цена полиса и все ограничения по тем или иным тарифам регулируются на государственном уровне.

При знании конечной формулы расчёта тарифа на ОСАГО нетрудно лично рассчитать стоимость полиса. С учётом каждого момента и ситуации можно уменьшить стоимость страховки и значительно сэкономить.

Формулы следующие.

Для физ. лиц и индивидуальных предпринимателей: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Для юридических лиц: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН умножить на Кпр. КО равняется .

Расшифровка сокращений выше следующая:

Т — общая стоимость страховки;

ТБ — базовый тариф, в котором значение соответствует какому-либо типу ТС (см. ниже Таблицу 1).

КТ — коэффициент для территории, где рассматриваемый транспорт прошёл регистрацию;

КБМ — а это т. н. Бонус-Малус (то есть имели ли место ситуации страховых выплат во время действия бывших ранее договоров с ОСАГО. Попросту, если человек долго ездил без аварий, то в случае, если авария всё-таки произойдёт, ему заплатят значительно больше);

КВС —  определяет возраст водителя и его стаж (см. ниже Таблицу 2).

КО — коэффициент данных о количестве водителей, имеющих право управлять этим транспортом (см. ниже Таблицу 3).

КМ — коэффициент мощности двигателя транпорта (а это смотреть в Таблице 4).

КС — коэффициент периода пользования транспортом (Таблица 5).

КНкоэффициент наличия нарушений, который предусматривается пунктом 3 статьи 9 ФЗ об ОСАГО (6 Таблица).

Информация о базовом тарифе

Коэффициент на базовый тариф остаётся неизменным во всех областях и регионах. Величина тарифа определяется характеристиками транспорта, такими, как:

  • Его грузоподъёмность;
  • Вместимость пассажиров.

Благодаря этому у всякого транспорта есть базовый тариф, который не может меняться по желанию страховых компаний.

Территориальный тариф

Этот тариф определяется принадлежностью транспортного средства к тому или иному региону страны. Его показатели сильно зависят от размера населённого пункта:

  • Если речь про крупный город (миллион жителей и больше) — тариф высокий;
  • Если мелкий город меньше 1 млн. жителей — он ниже.

Например, в Санкт-Петербурге коэффициент равняется 2, а в Ленинградской области всего 1.7.

Бонус-Малус

Такой тариф позволяет получить скидку, если вы достаточно долго не попадали в аварии. Следует помнить, что такой бонус присваивают лишь шофёру, а на транспортное средство он ни при каких обстоятельствах не рассчитывается.

Возраст — опыт

Здесь коэффициент определяется так:

  • Максимальный возраст — без ограничений;
  • Если большой возраст и долгий стаж — то КВС снижается.

Ограничение

КО считается по количеству шофёров, которые заносятся в договор: или ограниченный полис (тогда заносится до пяти человек), или же неограниченный.

Периодичность

Нередко люди оформляют ОСАГО лишь на время пользования своим транспортом. Для их удобства используется сезонный полис, который и предусматривает минимальный срок на время действия страховки.

Таблица 1. ТБ по категории ТС

Таблица 2. КВС – соотношение возраста и опыта шофёра

 Таблица 3. КО – лица, допускающиеся к вождению ТС

Таблица 4. ТМ – значение по мощности двигателя ТС

Тут стоит сделать небольшую оговорку. Как правило, в паспорте машины мощность пишут в киловаттах, а чтобы рассчитывать коэффициент, надлежит знать лошадиные силы, для перерасчёта применяется простая формула: 1 киловатт равняется 1, 35962 лошадиных сил.

Таблица 5. КС – использование ТС

Таблица 6. КН – наличие нарушений

Вопросы и ответы

Зарегистрирован в Смоленске. Живу и работаю в Десногорске (есть временная регистрация, в своей же квартире и трудовой договор). По тел. 88002002275 РСА сказали, что при страховании авто (ОСАГО) должен применяться КТ по Смоленску. КТ-территория преимущественного использования транспортного средства: для физических лиц – место жительства собственника транспортного средства.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 20. Место жительства гражданина

Статья 20. Место жительства гражданина

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ РСА

Место жительства (нахождения) субъектов обязательного страхования - местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Прошу разъяснить какой правильно использовать КТ, желательно в письменном виде.

С уважением, Сергей.

Эксперт:

Сергей! 

В РСА ответили правильно — Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) для Вас будет Смоленским. Так как согласно Примечанию 2 к пункту 1 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У«О
предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах
страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также
порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по
обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств»

2. Территория преимущественного использования
транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места
жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте
транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного
средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов
или представительств — по месту нахождения юридического лица, его
филиала или представительства, указанному в учредительном документе
юридического лица

Т.е. до тех пор пока в свидетельстве о регистрации у вас указан Смоленск, страховая компания обязана использовать эти сведения.

Но по собственному опыту могу сказать, что СК, в которой я работаю, по заявлению собственника может применить КТ по месту его временной регистрации. Поэтому обратитесь в страховые компании, возможно вам пойдут навстречу.

Что учитывает страховой агент при страховании Осаго- прописка владельца по паспорту по Мурманску, но есть временная регистрация до 2019г в Нижегородской области и машина зарегистрирована по Нижегородской обл. и эксплуатируется по месту временной регистрации?

Эксперт:

Очень много чего учитывается. Регион где зарегистрирован автомобиль, стаж вождения, количество ДТП, год выпуска автомобиля, стоимость автомобиля. Вообще есть калькуляторы ОСАГО и достаточно задать необходимые (запрашиваемые) данные. Он выдает точные цифры. В этом году страховал. По калькулятору выдал 6300 рублей. Страховой агент насчитал 6300 рублей.

Эксперт:

Агент учитывает место регистрации по паспорту, но т.к. эксплуатируете авто в Нижегородской области, то может учесть коэффициент территориального использования.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

1. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
2.1. Для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, их водительский стаж, возраст.

6. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
Эксперт:

Алексей, добрый вечер.

Форма страхового полиса утверждена Приложением 3 к «Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

В данной форме указание адреса регистрации страхователя не предусмотрено. Т.е. адрес Вашей регистрации, хоть временной, хоть постоянной, — значения не имеет.

Эксперт:
прописка владельца по паспорту по Мурманску, но есть временная регистрация до 2019г в Нижегородской области и машина зарегистрирована по Нижегородской обл.
Алексей

Для расчета страховой премии — помимо базового тарифа, который для каждой компании различен будут учитываться еще и коэффициенты.

Размер базовой ставки определен Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

и на легковые автомобили для физических лиц он колеблется в пределах от 3432 рублей до 4118 рублей.

Далее, что касается коэффициентов, то все они определены этим же указанием и включают в себя

1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее — коэффициент КТ).

Для Мурманска он составляет 2.1 для Нижнего Новгорода — 1,8 (в этом случае страховка получится несколько дешевле).

При этом важно знать, что

2. Территория преимущественного использования транспортного средства определяетсядля физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либов паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица (подпункт «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Однако, если есть документ, подтверждающий временную регистрацию собственника — то и коэффициент применят по Нижнему Новгороду.

Далее для расчета принимается

2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее — коэффициент КБМ).

Так называемая скидка за безубыточность — при расчете учитываются все ДТП, за прошлый год страхования, которые были у страхователя, в которых он был виновником и у каждого лица, вписанного в полис ОСАГО

2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО).

Если полис оформляете на условиях неограниченного использования — то применяется коэффициент 1,8

4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).1. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
2. При определении стажа вождения используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
3. Если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (коэффициент КО — 1,8), то принимается коэффициент КВС — 1.

5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE») (далее — коэффициент КМ).

При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

Соответственно чем мощнее двигатель — тем выше коэффициент.

Так для примера:

Свыше 50 до 70 включительно — 1
Свыше 70 до 100 включительно — 1,1
Свыше 100 до 120 включительно — 1,2

Источники

Использованные источники информации.

  • https://osagogid.ru/koefficienty/koefficient-territorii-kt.html
  • https://autopravo.club/strakhovanie/osago/formula/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий