Сумма штрафа за применение физического, психического воздействия на ребенка. Какая уголовная ответственность предусмотрена по статье 156 Уголовного кодекса РФ. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она не просто представляет собой нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.

Жестокое обращение с детьми: причины, профилактика

Постановка диагноза осуществляется на основе анамнеза медицинского обследования.

Более половины всех докладов Службы защиты детей было сделано специалистами, которым поручено представлять информацию о жестоком обращении (например, педагогами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных кадровых служб, юристами, медицинским персоналом).

Классификация жестокого обращения с детьми

Физическое насилие. Это нанесение физического вреда или участие в действиях, которые создают высокий его риск. Оно включает тряску, падения, удары, укусы и ожоги (например, от прикосновения сигаретой).

Насилие является наиболее распространенной причиной тяжелых травм головы у ребенка, для детей раннего возраста характерны травмы брюшной полости.

Наибольший риск жестокого обращения существует для маленьких детей (преступники знают, что те не могут жаловаться), затем он снижается для младших школьников и вновь возрастает к подростковому возрасту.

Сексуальное насилие. Сексуальное насилие не включает сексуальные игры, в которых дети, близкие по возрасту (с разницей не более 4 лет), подсматривают друг за другом или касаются друг друга в области половых органов без применения силы или принуждения.

Эмоциональное насилие. Эмоциональное насилие – это причинение вреда ребенку с помощью слов или действий.

К нему относятся: наказание ребенка со значительным повышением голоса; отвержение с унижением способностей ребенка, запугивание и терроризирование, эксплуатирование или развращение, а также поощрение девиантного поведения.

К эмоциональному насилию относится и отсутствие ожидаемого ребенком вербального контакта, в ситуации социальной изоляции (например, изоляции ребенка от общения с близкими или со сверстниками).

Небрежность. Небрежность (пренебрежение нуждами) – неспособность взрослого обеспечить или удовлетворить основные физические, эмоциональные потребности ребенка.

Пренебрежение физическими потребностями включает неспособность взрослого обеспечить ребенка питанием, одеждой, жильем, защитить от возможных опасностей.

Пренебрежение эмоциональными потребностями предполагает отсутствие эмоциональной привязанности к ребенку со стороны взрослого, отказ от проявления любви и эмоциональной поддержки.

К пренебрежениям образовательных потребностей относят: отказ родителей от зачисления ребенка в школу, обеспечения им ее посещения или предоставления домашнего обучения в случае необходимости.

Пренебрежение медицинской помощью – это бездействие или отказ взрослого от необходимого лечения ребенка (травм, физических и психических болезней) или профилактической помощи (например, прививок, регулярных стоматологических осмотров).

Культурные факторы. Грубые телесные наказания (например, порка, ожог, ошпаривание) воспринимаются во многих странах как жестокое обращение.

В ситуации более легких физических и психологических травм, полученных ребенком от взрослого, границы между социально приемлемым поведением и насилием зависят от культурной среды.

Вместе с тем определенные элементы культуры (например, уродование женских половых органов) настолько экстремальные, что представляют бесспорное насилие.

Однако некоторые народные средства (например, царапанье кожи монетой, постановка банок, припарки раздражителями) часто вызывают повреждения (например, ушибы, незначительные ожоги), которые могут имитировать повреждения, вызванные насилием. В таких случаях грань между приемлемыми элементами культуры и насилием размыта.

Аналогичным образом, если ребенку не предоставлено необходимое для жизни лечение (например, при диабетическом кетоацидозе) или если дети не получают плановой медицинской помощи, такое поведение считается небрежностью независимо от намерений родителей или опекунов.

Тем не менее в США определенные люди и культурные группы все больше сокращают вакцинацию своих детей, ссылаясь на соображения безопасности или вероисповедания. В таких случаях, если дети здоровы, как правило, нет необходимости выяснять, является ли отказ медицинской небрежностью.

Тем не менее перед лицом болезни отказ от научно и медицински обоснованного лечения часто требует дальнейшего расследования, а иногда и юридического вмешательства.

Причины жестокого обращения с детьми

Насилие. Во многих случаях насилие происходит при потери контроля над эмоциями у родителя или опекуна. Этому способствует несколько факторов. Определенную роль играют личностные особенности и опыт виктимизации самого родителя, склонного к насилию.

Как правило, такие родители испытывают дефицит эмоциональных контактов с близкими, сами были жертвами насилия, что негативно отразилось на их самооценке, личностной зрелости.

Без специальной психологической помощи такие родители склонны к идеализации отношений с ребенком, что приводит к разочарованию в подопечном и потере контроля над эмоциями.

Раздражительные, требовательные или гиперактивные дети могут спровоцировать гнев родителей, как и умственно или физически неполноценные дети, так как они наиболее зависимы от взрослых.

Иногда сильная эмоциональная связь не развивается между родителями и недоношенными или больными младенцами, разлученными с родителями рано в младенчестве, или с биологически неродственными детьми (например, приемными), что повышает риск насилия.

Ситуационный стресс может спровоцировать насилие, в частности когда эмоциональная поддержка родственников, друзей, соседей или коллег недоступна.

Физическое, эмоциональное насилие и небрежность связаны с бедностью и низким социально-экономическим статусом. Тем не менее все виды насилия, включая сексуальное, выявляют во всех социально-экономических группах. Риск сексуального насилия увеличивается для детей, которые имеют несколько опекунов или опекуна с несколькими сексуальными партнерами.

Небрежность. Небрежность обычно возникает в результате сочетания таких факторов, как плохое воспитание, плохие навыки по снятию стресса, неблагоприятные семейные условия и стрессовые жизненные обстоятельства.

Небрежность часто возникает в бедных семьях, испытывающих финансовые и экологические стрессы, особенно если родители также имеют психические расстройства (депрессию или шизофрению), злоупотребляют наркотиками или алкоголем или имеют ограниченные интеллектуальные способности.

Дети в семьях с одним родителем могут подвергаться риску проявления небрежности из-за низкого дохода и меньшего количества доступных ресурсов.

Симптомы и признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие.

  • Повреждения кожи являются общими признаками насилия и могут включать: отпечатки рук или овальные следы от пальцев, вызванные пощечинами или хватанием и тряской;
  • длинные лентовидные синяки, полученные в результате порки ремнем, или узкие дугообразные синяки, вызванные ударами удлинителем; многочисленные небольшие круглые сигаретные ожоги;
  • симметричные ожоги верхних или нижних конечностей или ягодиц, возникшие в результате преднамеренного погружения в горячую жидкость;
  • следы укусов;
  • утолщенную кожу или рубцы в углах рта, вызванные попытками заставить молчать.

Небольшая алопеция с различной длиной волос может быть результатом их выдергивания.

Переломы часто связаны с физическим насилием и включают переломы, длинных трубчатых костей и пальцев у неходячих детей и метафизарные переломы у детей

Источник:

Насилие над ребенком: можно ли его распознать?

Фото 2

Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:

  • Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
  • Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
  • Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).

Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.

Что делать в случае выявления насилия над ребенком?

Фото 3

Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.

Уголовная ответственность за жестокое обращение

Любая форма насилия над несовершеннолетними - это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Стереотипы – это лишь выдуманные факты

Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:

  • Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
  • Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
  • Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.

Пренебрежение ребенком

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.

Определение, виды, последствия.

Фото 4

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей (abuse): психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Формы психологического насилия:

Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:

  1. враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
  2. высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
  3. превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

  1. помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
  2. оставление его в опасной ситуации;
  3. нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
  4. угроза совершения насилия над самим ребенком;
  5. угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

  • необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
  • необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

  • побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим;
  • формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
  • воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

  • нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
  • взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
  • отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье, причем оно может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери — он нежеланный, лишний, уже нелюбимый. феномену психологического насилия в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения безопасной привязанности. Исследователь феномена материнской депривации Дж. Боулби ввел термин «патогенное родительское воспитание», определяя его как ключевой этиологический фактор многих невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем. как отмечает Е.Т. Соколова, «до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь «острой» трактовки. Сегодня, в свете накопленного опыта психотерапевтической работы, их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие».

В качестве примера патогенного родительского воспитания можно привести семьи, в которых эмоциональная депривация детей имеет форму игнорирования, то есть со стороны родителей отсутствуют проявления любви и привязанности, дети лишены эмоциональной стимуляции, с ними мало общаются, никто не интересуется их школьными успехами, друзьями, наконец, их безопасностью. Такой принцип воспитания часто передается из поколения в поколение, как показывает опыт общения с родителями, допускающими психологическое насилие, большинство из них не признают этого. Просто они на своих детях воспроизводят опыт, который получили от собственных родителей, то есть действуют согласно «внутренней рабочей модели поведения». Для детей из таких семей характерна пассивность, «эмоциональная тупость», низкая познавательная активность. По мере взросления в их поведении часто появляется агрессивность, для них характерны постоянные поиски различных «стимуляторов удовольствий». У одного 12-летнего подростка отмечалась сексуальная агрессивность по отношению к своей младшей сводной сестре.

Противоположность эмоциональной депривации — эмоциональный симбиоз, который также является формой психологического насилия и представляет собой чрезмерную взаимозависимость, связанную с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в другом, когда границы Я утрачиваются. У участника симбиотических отношений отсутствует потребность в собственной индивидуальности. Симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между собственным Я и ребенком. Такой тип взаимоотношений порождает импульсивную предельную открытость границ и провоцирует любое вторжение Другого — физическое, сексуальное, психологическое.

Пример из практики. Отношения матери, состоящей в разводе, с 8-летней дочерью характеризовались чрезмерной эмоциональной и физической близостью: девочка не имела собственной кровати, она спала или с матерью, даже когда в постели находился ее сожитель, или с подругой матери. В присутствии девочки мать с подругой обсуждали свои взрослые интимные проблемы, у них было своего рода соревнование за привязанность девочки. Вместе с тем вне поля зрения матери, как незначимые для нее, оставались детские интересы дочери, подружки, с которыми она общалась. В результате ребенок был втянут другой, старшей по возрасту, девочкой в групповые сексуальные отношения со взрослым мужчиной.

Отношения зависимости, достаточно легко переживаемые детьми младшего возраста, приобретают совершенно новое значение для подростка, пытающегося «отделиться» от близких, сохранив при этом их любовь и привязанность. Если эмоциональные отношения, в которые был включен ребенок, осуществлялись по принципу нажима, давления, подчинения, то человек, интериоризировавший тот или иной паттерн «жертвы» в детстве, во взрослом состоянии делается зависимым от других людей — супруга, начальника. Эмоциональный голод в сочетании с виктимной личностной организацией провоцирует неразборчивость, психологическую «всеядность» в контактах и делает поведение потенциальной жертвы провоцирующим агрессора. Такое поведение воспринимается окружающими людьми как испорченность.

Другой вариант — гиперсоциализирующее воспитание характеризуется тревожно-мнительной концентрацией родителя на успехах и достижениях ребенка, причем его реальные психофизические возможности недооцениваются или совсем не учитываются. Ребенок возносится на пьедестал, и если с ним случается какая-то неприятность, например, получает двойки в школе или, не дай Бог, подвергается сексуальному насилию, родители относятся к нему как к испорченной вещи, как к не оправдавшему надежды и чаяния, как к несбывшейся мечте. Такая ноша очень тяжела для ребенка, естественно, что последствия подобного воспитания выливаются в заниженную самооценку, неуспешность, нарушения межличностного общения, виктимное поведение.

Когда ребенок начинает учиться в школе, происходит резкое изменение социальной ситуации развития, изменяется окружение ребенка, требования к поведению, преобразуется его основная деятельность. От того, насколько ребенок сможет ориентироваться в новых условиях, зависит его взаимодействие с учителями, сверстниками, его успеваемость, эмоциональное состояние и в итоге — психологическая безопасность. В настоящее время стали много говорить о насилии в школе, но эта проблема остается малоизученной.

Случаи агрессии в школе по отношению к учащимся со стороны сверстников с трудом поддаются учету. Очень часто администрация школы, где произошел инцидент, предпочитает тихо замять случившееся, переводя ребенка, подвергшегося нападкам сверстников, в другое учебное заведение или на домашнее обучение. Таким образом, пострадавший становится жертвой вдвойне.
Психологическое насилие по отношению к учащимся могут совершать и учителя. С.Д. Дерябо (1997) очень верно определил образовательную среду как «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем как позитивных, так и негативных». Для образовательной среды характерны авторитарный стиль общения учителя с учеником, наличие «полосы отчуждения», то есть возникновения напряжения между ними, отсутствие эмпатии, приоритет корпоративных интересов над интересами учащихся, стремление во что бы то ни стало «защитить честь школы».

Известны случаи и откровенного издевательства над детьми со стороны учителей: так, одна учительница заставила учеников вылизывать языками пол, который они испачкали.

Самым разрушительным как для детей, так и для педагогического состава школы является принцип невмешательства в конфликтные ситуации, в которые попадают их ученики, бездействие при обращении учащегося за помощью.

Психологическое насилие является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего отношения. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Родительское отвержение, как правило, приводит к дефициту самоуважения и уверенности в себе, эмоциональной нестабильности, а также чрезмерной агрессивности у детей. Исследования матерей, которые допускали физическое насилие в отношении своих детей, показали, что большинство из них сами подвергались в детстве со стороны своих родителей угрозам избиения, убийства, изгнания из семьи.

Последствиями словесной грубости родителей, обзывания, негативного сравнения детей со сверстниками часто являются физическая агрессия со стороны детей, делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых. Обследования детей и подростков показали, что вербальная агрессия в анамнезе предсказывала неспособность наслаждаться жизнью и дожить до старости по сравнению с другими формами жестокого обращения. Комбинация психологического и физического насилия коррелировала с проблемами самоуважения, сексуального поведения, гневом и агрессией. Исследования влияния вербальной агрессии родителей на самооценку и академическую успеваемость их детей, проведенные в Канаде К. Соломон и Ф. Серрес (Solomon, Serres, 1999), выявили отрицательную коррелятивную связь вербальной родительской агрессии с оценками по французскому языку (объективный показатель) и снижение уровня самооценки (субъективный показатель) у детей, которые подвергались в семье эмоциональному насилию.

Насилие — это прежде всего проявление власти в межличностных отношениях. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью в школьной среде часто происходят как привычное, само собой разумеющееся, неосознанное психологическое воздействие, обусловленное разницей в положении учителя-авторитета и зависимого от него ученика. Пребывание в такой среде может привести к отклонениям в состоянии здоровья и поведении ребенка. Так, исследования школьной тревожности у подростков, посещающих практического психолога, проведенные Д.В. Каширским (2000), показали, что 63% подростков указывали на проблемы страха в отношениях с учителями. Фигура учителя являлась для них травмирующим фактором, способствующим повышению страхов, связанных со школой, а также системой обучения как таковой. По данным В.Е. Кагана (1999), длительное переживание несправедливости приводит к развитию дидактогенного невроза на почве школьных неуспехов, на долю которого, как известно, приходится до 30% всех детских неврозов. Эмоциональное напряжение, испытываемое учащимися, порождает желание ослабить его любыми способами, отсюда — склонность к агрессивному, деструктивному поведению, прогуливание и уходы из школы и из дома.

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Не случайно психологи называют его душегубством.

Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Вопросы и ответы

У меня двое детей. От первого брака сын - 5 лет. Дочь - пол года от нынешнего мужа. Живем вместе третий год, расписаны второй год, сын тоже второй год с нами живет. Муж плохо обращается к сыну, чем то постоянно недоволен, бил плечиком за непослушание, мол, "через боль поведение исправится". Я не позволяю этого делать, а у него все руки чешутся. Ребенок постоянно находится в эмоциональном стрессе. Мы все вместе ходили к психологу, муж не признает это все, а специалисты бьют тревогу по психическому состоянию ребенка. Я уже согласна на развод, потому что так больше нельзя, становится только хуже, муж все больше агрессивный, но скажите пожалуйста на сколько у меня риск того, что дочь останется ему. Я сама из другого города и уже готова переехать снова к родителям с детьми, ради их безопасности, а в частности безопасности старшего сына.

Эксперт:

Елена,

Конечно, ситуация плохая, Вам, на мой взгляд, необходимо соглашаться на развод и уезжать от этого человека. Что же касается привлечения к ответственности то соберите все справки и обращайтесь в полицию, пусть Вас и сына направят в травмпункт на снятие побоев и после этого, с данной справкой, обращайтесь за возбуждением уголовного дела. Я предполагаю что здесь будет состав, поскольку психическое здоровье ребенка нарушено, предусмотренный ст.115 УК РФ

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности

А вообще самое главное-жаловаться и писать в гос органы.

Эксперт:

В соответствии с п. 1 ст. 24 СК РФ, суд в отсутствии взаимного согласия родителей о том, с кем будут жить дети, принимает решение об этом.

Дети, по сложившейся судебной практике остаются с матерью. Обращайтесь в травмпункт. Даже если следы ударов малозаметны, все равно зафиксируйте их там. Подайте заявление в полицию, приложив доказательства обращения в травмпункт, психологам. Следует писать жалобы по каждому случаю. Заявления будут принимать, не говоря о том, что обязаны. Обычно по бытовым преступлениям есть случаи отказа в приеме заявлений, но не в случае с причинением вреда детям.

В момент развода, даже если муж будет инициировать вопрос оставления с ним Вашей дочери, Вам следует сообщить суду информацию о заявлениях в полицию — предоставить входящие номера заявлений по журналу КУСП (входящие номера Вам сообщат при приеме заявлений). Суд проверит факт обращений, имеющиеся у Вас документы органов предварительного расследования. Такая информация, однозначно, приведет к тому, что оба ребенка останутся с Вами. Еще раз повторюсь, в абсолютном большинстве случаев детей оставляют с матерью. Исключения составляют случаи асоциального поведения таковой.

Эксперт:

Согласна, Вам нужно уезжать от этого человека.  Обращайтесь в травмпункт для снятия побоев, психолгу, собирайте все справки и обращайтесь в полицию. 

В случае спора по месту жительства совместного ребенка, подадите исковое заявление в суд  об определении места жительства дочери с Вами, приложите данные доказательства, которые подтвердят адекватность мужа.  По судебной практике в большинстве случаев ребенка оставляют с мамой. Тем более в Вашей ситуации суд будет на Вашей стороне.
Эксперт:

Елена.

Если брак, все же, сохранить не удастся и Вы решитесь на крайнюю меру — развод, определять, с кем из Вас останется ребенок будет суд.

В соответствии со ст. 24 Семейного кодекса

1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. 
 2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: 
 определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; 
 определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; 
 по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; 
 по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания. 
 3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство. 

Зная характер своего мужа, Вы можете подготовить почву для принятия решения судом в Вашу пользу, фиксируя побои старшего ребенка, обращаясь в больницу и правоохранительные органы. Это не легко, возможно ситуация ещё обострится (хотя, может быть, наоборот, переломится), но эти документальные свидетельства поведения Вашего мужа будут убедительным доказательством его поведения и причины Вашего развода. Если не хотите обращаться в правоохранительные органы (любое обращение непременно повлечет за собой вызов Вашего мужа не беседу, он будет опрошен по данному факту), то можете тихонечко, не оглашая мужу, брать справки о побоях в больнице, заручившись показаниями соседей, например. Которые такого-то числа в такое-то время слышали как Ваш муж бьет старшего сына, а тот плачет, следом будет справка о побоях. Таким образом, данные материалы могут быть признаны доказательством и суд, вполне может обойтись без заявлений, поданных в полицию. В соответствии со ст. 67 ГПК

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы

С Уважением.
Эксперт:

Елена! Место жительство ребенка при расторжении брака определяется супругами путем соглашения как устного, так и письменного.

 Поскольку Вы выступите инициатором расторжения брака, то в исковом заявлении укажите, что спора по месту жительства ребенка нет, место жительства определено по соглашению с матерью и обращайтесь к мировому судье по месту жительства. Одновременно подавайте еще два исковых заявления. Первое о взыскании алиментов на содержание ребенка в размере 1/4 заработка и иного дохода. Второе: о взыскании алиментов на свое содержание до 3-х летия ребенка в твердой денежной сумме. Сумму можете запросить 1/2 прожиточного минимума, т.к. больше суд вряд ли присудит.

В случае, если появится спор о месте жительства ребенка и муж заявит об этом в суде, то мировой судья направит дело в районный или городской суд.

В этом случае Вам уже и следует доказать, что место жительства ребенка с отцом неприемлемо в создавшейся ситуации.

Можете воспользоваться Постановлением пленума ВС от 1998 года номер 10

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИСПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

Согласно пленума

2. При подготовке дел данной категории к судебному разбирательствусудье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение дляразрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий
жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка
.

3. При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа
опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Таким образом, помимо Вас будет участвовать и представитель органа опеки и попечительства, а также прокурор.

При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а такжелицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.

А поскольку как Вы поясняете муж наносит побои Вашему первому сыну, то о каком надлежащем воспитании может идти речь. Плохо, что Вы не зафиксировали синяки в медицинском учреждении и не обратились с заявлением в полицию по факту побоев. Это было бы железным доказательством, что отец не сможет обеспечить ребенку с учетом его возраста нормальные условия жизни.

Если побои сыну, это могут быть регулярные подзатыльники, щипания, дергание за ухо, удары предметами наносятся постоянно, то данное деяние квалифицируется по ч.2 ст.117 УК РФ «Истязание»

Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях
111 и 112 настоящего Кодекса, -

ч.2 п.г

в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного
находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Как видите наказание очень серьезное.

Поэтому, Вам нужно либо пресекать это сразу путем расторжения брака, либо вести к психологу уже не ребенка, а мужа. Я, конечно против расторжения браков при совместных детях, но когда речь идет о вмешательстве в физическое и психическое состояние ребенка, то от такого человека лучше держаться на расстоянии.

С учетом изложенного, возраста ребенка, отношения мужа к Вашему сыну считаю, что бесспорно суд определит место жительства с матерью, т.е. с Вами.

Эксперт:

Учитывая регулярность действий Вашего мужа, целесообразней для начала зафиксировать факт причинения телесных повреждений ребенку. Для этого обратитесь в орган опеки и попечительства с просьбой провести обследование Вашей семьи с фиксацией насильственных действий. Хотя бы составят акт с Ваших слов, после чего возможно обращение и в полицию по факту причинения побоев. Маловероятно, что будет перспектива судебного рассмотрения таких действий мужа, но для дальнейшего решения вопроса о воспитании детей, определения их места жительства это окажет существенное значение. При расторжении брака в судебном порядке, если муж не согласиться заключить с Вами соглашение о том, что дети будут проживать с Вами, Вы сможете использовать данные материалы по факту насилия по отношению к сыну против Вашего мужа. Тогда суд не будет принимать в счет более предпочтительные жилищные условия и материальное положение мужа при разрешении спора о детях, учитывая интересы ребенка, да и орган опеки, который будет принимать участие в таком процессе, будет на Вашей стороне.

Эксперт:

Вопросы о проживании детей решаются в суде. И тут стороны вольны приводить свои любые доказательства в подтверждение своей позиции. Вам необходимо будет в суде доказывать то что Вы написали. 

Желательно как то зафиксировать Ваше обращение к психологу, иные социальные службы. Неплохо было бы обратиться и в полицию с этим фактом. Они  проведут проверку по факту побоев и материалы этой проверки будут доказательством в суде. В суде Вы можете так же привлечь свидетелей, соседей, колллег итп.

Если Вы докажете такое обращение с ребенком, то шансы что дочь останется с ним никакие, а учитывая ее почти грудной возраст и совсем фантастические.

Ну и можно предложить совсем уж экзотический способ — установить скрытую камеру в квартире. Записи с нее будут убийственным аргументом в суде

Источники

Использованные источники информации.

  • https://semejnyjyurist.ru/zhestokoe-obrashhenie-s-detmi.html
  • https://www.syl.ru/article/204647/new_jestokoe-obraschenie-s-detmi-v-seme-otvetstvennost-profilaktika
  • https://5psy.ru/obrazovanie/jestokoe-obraschenie-s-detmi-opredelenie.html
  • http://semeynoepravo.com/likbez/zhestokoe-obrashhenie-s-detmi.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий