образец заполнения эффективный контракт в образовании и бюджетных учреждениях в 2019 году. В России принято Постановление, благодаря которому труд преподавателей оплачивается по-новому. Во всех организациях вводится эффективный контракт, что это, вы узнаете из статьи.

Содержание

Структура и функции эффективного контракта

При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.

Структура документа будет выглядеть так:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует записать как адрес основного учреждения, так и наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательной организации.

Трудовая функция

Основная проблема при разработке такого документа связана с определением измеримых показателей результатов работы. Эти показатели необходимо тщательно продумать и при возможности апробировать. Необходимо указать непосредственно в тексте документа должностные обязанности (ст. 21 ТК РФ), а также систему требований к работе, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения. Все должностные обязанности должны также соответствовать утвержденному профстандарту для данной профессии. Выглядеть это может примерно так:

Оплата труда

Исходя из содержания НПА, регулирующих новую систему оплаты труда, в ЭК следует предусмотреть, кроме оклада педагога, прочие виды стимулирующих выплат и компенсаций. Их примерный перечень может быть обозначен так:

Режим труда и социальная поддержка

Кроме всего прочего, в ЭК обязательно должны быть указаны меры социальной поддержки, гарантированные педагогу. Как правило, речь идет об обязательном страховании, предусмотренном законодательством РФ. Однако, если организация обеспечивает дополнительную социальную защиту, это также должно быть указано. Нужно прописать в ЭК продолжительность рабочего дня, недели, условия привлечения к работе в выходные дни и гарантированный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Образец эффективного договора для педагогов

Форма трудового договора с педагогом установлена Постановлением Правительства № 2190-р

В раздел «Общие положения» включается информация о сторонах договора, наименовании места работы, подразделения, срок, дата начала деятельности, информация об испытательном сроке (при его наличии).

Во втором и третьем разделах формулируются права и обязанности работника и работодателя соответственно.

Четвертый раздел посвящен оплате труда. Именно он предусматривает все основные и дополнительные выплаты, которые сотрудник получит за свой труд.

Пятый раздел устанавливает время труда и отдыха: длительность рабочего времени, отпуска, а также особенности режима (при наличии).

Шестой раздел содержит информацию об обязательном социальном страховании.

В седьмом разделе контракта работодатель оговаривает иные условия работы.

Ответственность сторон и способы изменения или прекращения договора содержатся в восьмом и девятом разделах соответственно.

Последний, десятый раздел, предусматривает заключительные положения, касающиеся возможных разногласий.

Суть эффективного контракта с педагогом

Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р утверждена программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. В ее рамках предусмотрен переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, т. е. трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, а также меры социальной поддержки.

Таким образом, сутью такого контракта является установление взаимосвязи между оплатой труда и результатами работы бюджетной организации.

Он применяется в отношениях с работниками федеральных государственных учреждений, а также может быть заключен с работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

Какие условия необходимо прописать в эффективном контракте и допсоглашении

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция педагогического работника. Необходимо описать ее максимально конкретно, с указанием квалификации, должности и специальности.
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать как получение оклада, так и стимулирующих/компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха педагога.
  5. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, которые обусловлены спецификой работы образовательного учреждения и не ухудшают положения педагога, по сравнению с действующим законодательством. К примеру, в договоре могут быть прописаны особенности расчета учебной нагрузки и исчисления в связи с этим заработной платы.
Фото 1

Рекомендации к эффективному контракту с педагогом

В контракт нужно включить пункты, оговаривающие:

  • длительность основного отпуска;
  • предусмотренные трудовым законодательством меры соцподдержки;
  • конкретные должностные обязанности;
  • наименование должности в соответствии с формулировками в Едином квалификационном справочнике должностей при совпадении должностных обязанностей сотрудника с предусмотренными в справочнике;
  • применение определенных стимулирующих и компенсационных выплат (за интенсивность, качество выполняемой работы, стажевые и премиальные выплаты, выплаты за тяжелый труд, в местах с особым климатом, в условиях, отличающихся от нормальных, доплаты за работу с информацией, являющейся гостайной);
  • размер доплаты при выполнении дополнительной работы.

Все условия оговариваются в понятной для сотрудника форме.

Что может сделать профсоюз?

Решение профсоюза

Особую роль во внедрении новой системы оценивания труда в образовательных организациях играют профсоюзы. Комитеты обязаны отстаивать права и интересы своих сотрудников. Члены профкома должны следить, чтобы переход на новые правила происходил в соответствии с Конституцией, законами России, Трудовым кодексом и не ущемлял свободы граждан.

В статье 135 ТК написано, что любые нововведения в области заработной платы должны приниматься работодателем с учетом заключения профсоюза. Выборный комитет может внести свои предложения касательно оценивания более эффективной работы педагогов. Работодатель не может самостоятельно поменять систему оплаты в организации. Ему нужно посоветоваться с членами профкома.

Если коллектив согласен с нововведениями, от его имени председатель профсоюзного комитета ставит подпись под новой разработкой. Затем на основании этого документа работодатель подписывает с преподавателями дополнительные соглашения.

Нормативная база

Введение эффективного контракта определено:

  1. Указом Президента РФ от № 597.
  2. Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от № 792-р.
  3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р.
  4. Приказом Минтруда России № 167н от .
  5. Письмом Минобрнауки России от № АП-1073/02, которое содержит информацию о показателях эффективности в образовательных учреждениях.
  6. Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.

Заполнение эффективного контракта

В договоре и дополнительном соглашении необходимо прописать следующее:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует указать сначала адрес учреждения, а затем наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать процедуру выплаты оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, а также показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательного учреждения.

Скачать образец эффективного контракта в образовании можно в конце статьи.

Алгоритм перехода

При переводе учителей на новое трудовое соглашение руководствуются статьей 74 ТК. Согласно этому пункту Кодекса изменения, связанные с внутренними организационными вопросами, осуществляются по инициативе только одного человека – работодателя. Однако дирекции нужно предварительно согласовать все нововведения со своим коллективом.

Алгоритм действий для работодателя:

  • при первичном трудоустройстве – подписать трудовой договор с преподавателем, соблюдая статьи ТК
  • для работающих педагогов – разработать еще одно трудовое соглашение и перевести учителей на новый метод оценивания труда

Когда человек впервые устраивается на работу, с ним подписывается трудовой договор, в котором прописываются его обязанности согласно занимаемой должности. Всевозможные стимулирующие доплаты, являющиеся дополнительным подвидом заработка, обычно указываются в локальном документе организации. Чтобы не происходило путаницы, лучше сразу в трудовом договоре отдельным пунктом написать, какие существуют поощрительные доплаты, и сколько преподаватель будет получать за более эффективный труд. Всю информацию о видах заработка нужно оформить одним документом.

Прежде чем перейти на новый вид оценивания труда, необходимо:

Улучшение качества обучения

  • исключить из списка стимулирующих доплат показатели, имеющие неопределенный характер
  • не оценивать гарантированную зарплату преподавателям по шкале эффективности труда
  • ФОТ разделить на 2 части – гарантированный оклад и дополнительные выплаты
  • разработать показатели, на основании которых педагогам будут начисляться премиальные

Основные этапы перехода:

  • изучить нормативно-правовую базу
  • выдать распоряжение о переходе на новую методику оценивания труда
  • создать комиссию, члены которой проведут мероприятия по внедрению нововведений в жизнь
  • руководствуясь законодательством разработать критерии поощрения работников своей организации за выдающиеся достижения, качественную работу и высокие результаты их труда
  • создать свою методику оценивания за качественную работу, руководствуясь разработками центрального ведомства
  • изменить существующее в организации положение о зарплате учителей
  • разработать саму форму дополнительного соглашения к трудовому договору
  • ознакомить всех преподавателей с нововведениями, отослать им уведомления
  • выслушать предложения работников, обсудить на профсоюзном собрании все пункты предстоящих изменений по зарплате в своем коллективе
  • подписать дополнительное соглашение с работающими педагогами

При переходе на новый режим необходимо проследить, чтобы не увеличивалась нагрузка на преподавателя, должно лишь увеличиваться качество их труда.

Фото 2

Критерии эффективного контракта с педагогом

Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Эффективный контракт с учителем — это трудовой договор, в котором четко оговорены его обязанности по должности, условия, в которых предстоит трудиться, установлены конкретные критерии, позволяющие оцифровать и оценить деятельность преподавателя.

Новая система работы не отменяет ранее действовавших отношений между нанимателем и преподавателем. Она позволяет перевести их на другой уровень. Однако для реализации перехода в учреждении должны быть разработаны и утверждены руководителем следующие критерии:

  • государственное (муниципальное) задание;
  • установленная система определения эффективности труда педагогов;
  • система оплаты труда с определенными факторами, учитывающими степень сложности работы, а также ее объем и качественный уровень;
  • установленные нормы труда учителей;
  • установленные специфические особенности с учетом видов деятельности.

Что включать в эффективный контракт с педагогом

Рекомендуется учитывать нормативные акты (а при отсутствии разработать их), определяющие:

  • систему оплаты (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
  • систему нормирования труда;
  • условия работы по итогам проведения специальной оценки условий труда;
  • режим рабочего времени и отдыха педагогов;
  • штатное расписание образовательного учреждения;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижный, разъездной, в пути).

Основная проблема при введении связана с разработкой показателей результатов работы. Они должны быть тщательно продуманы и апробированы. Необходимо выстроить единую систему требований к работникам, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения, предусмотренных в государственных и муниципальных правовых документах. Без выполнения этого условия эффективный контракт останется просто более объемным трудовым договором и не обеспечит своей эффективности.

Министерство образования и науки РФ разработало несколько методических рекомендаций о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования и о стимулировании руководителей образовательных организаций (то есть с педагогами). Они содержат перечень показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, а также перечень показателей эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций.

Также важные показатели эффективности деятельности педагогов, которые должны использоваться при разработке, установлены в Распоряжении № 722-р от .

Первые шаги к эффективности и нормативная база

Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:

  • Указ Президента РФ от № 597;
  • государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от № 792-р;
  • программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р;
  • приказ Минтруда России № 167н от ;
  • письмо Минобрнауки России от № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).

Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:

  1. Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
  2. Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
  3. Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
  4. Утвердить показатели эффективности для педагогов.

Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:

Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.

Фото 3

Какие цели преследует нововведение

Основная цель перевода учителей на новую форму оценивания труда – увеличение их зарплаты. Чем выше эффективность работы, тем больше денег должны получать педагоги. Нововведение должно обеспечить достойную оплату труда учителей и поднять престиж их профессии. Изменения в системе премирования повысят квалификацию сотрудников, улучшат качество их услуг.

Государством утверждена только приблизительная форма нового соглашения. Каждое учреждение может разрабатывать собственный вариант контракта.

Перейти на новый вид оценивания труда должен весь персонал конкретной организации, в том числе и администрация. От имеющегося трудового договора эффективный контракт отличается более детализированным описанием всех видов поощрений.

Материалы по теме Как составить приказ о переходе на эффективный контракт Показатели эффективности в образовательных учреждениях

Согласно рекомендациям Министерства образования, которые содержатся в Письме № АП-1073/02, при введении эффективных контрактов образовательные учреждения должны утвердить показатели эффективности труда педагогических работников (они подробно перечислены в Письме).

Механизм и процедура предоставления стимулирующих выплат должна содержаться в локальных актах муниципалитета и образовательной организации (таковым, например, является Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками). А всю информацию о результатах деятельности педагогов, в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности, необходимо разместить на официальном сайте организации.

Понятие эффективного контракта

Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:

  • обязанностей работника (трудовая функция);
  • условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
  • критериев оценки эффективности труда;
  • понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2019 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.

Переход на эффективный контракт

Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме на работу. С педагогом заключается трудовой договор по форме эффективного контракта, с которой можно ознакомиться в Приложении № 3 к Программе № 2190-р;
  • с педагогическими работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ.

Переход на эффективные контракты и сопутствующее внесение изменений в трудовые договоры осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ. В соответствии с данной статьей, изменения условий оплаты труда, связанные с организационными и (или) технологическими изменениями труда, допускаются по решению работодателя, то есть фактически в одностороннем порядке. При этом необходимо письменно уведомить педагогического работника не менее чем за 2 месяца.

Материалы по теме На что обратить внимание при составлении эффективного контракта с воспитателем ДОУ В случае, если сотрудник отказывается продолжать работу в новых условиях, трудовой договор с ним может быть расторгнут в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 77 ТК РФ, с выплатой двухнедельного выходного пособия по статье 178 ТК РФ. Если же он согласен на новый порядок оплаты труда и уточнение его должностных обязанностей, то все нововведения следует зафиксировать в дополнительном соглашении к основному трудовому договору педагогического работника.

Фото 4

Заполнение эффективного контракта с педагогом

Положения, включаемые в документ, должны включать позиции, предусмотренные статьей 57 ТК РФ.

В документ включается информация о:

  • месте работы;
  • трудовой функции;
  • условиях оплаты;
  • режиме рабочего времени и времени отдыха;
  • компенсации за работу в тяжелых или вредных условиях;
  • характере деятельности;
  • условиях труда на рабочем месте;
  • условиях страхования педагогов.

В чем суть нововведения

Термин «эффективный контракт» появился еще в 2012 году в президентской речи на Федеральном собрании. В ней говорилось о необходимости улучшить качество преподавания и повысить зарплату учителям. Само словосочетание подразумевало некое новое соглашение, которое бы заключалось с работающими педагогами. Благодаря этому нововведению зарплата бюджетников зависела бы от показателей их труда, а также от качества предоставляемых ими услуг.

Вскоре идея была реализована в майском Указе Президента № 597. Были разработаны специальные действия по внедрению решений Правительства в жизнь. Теперь каждая организация может самостоятельно разработать правила, на основании которых зарплата преподавателям будет начисляться по-новому. Нововведение должно быть оформлено на основании норм закона, то есть с учителями нужно подписать соответствующий контракт.

Основой для нового соглашения является утвержденная правительственным распоряжением № 2190-р Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях. В ней говорится, что все учителя переводятся на качественно иной уровень оценивания труда. Указом установлены нормы, от которых должны отталкиваться руководители, начисляя зарплату преподавателям. Денежное вознаграждение должно зависеть от лучших показателей и большего объема выполненных работ.

Ознакомление с нововведениями

В четвертом разделе Программы написано, что эффективный контракт в образовании – это трудовое соглашение с человеком, которое работодатель должен с ним подписать при приеме в организацию. В нем говорится, что именно должен делать преподаватель, сколько ему будет начислено зарплаты, какую дополнительную премию он получит, если показатели его труда будут намного лучше.

По отношению к служащему детализированы его рабочие функции в том или ином учреждении, установлена конкретная величина. Документом также предусмотрено поощрение всего коллектива за хорошие показатели работы.

Сейчас существует такая практика: с каждым служащим вначале обязательно заключается трудовой договор. Необходимо сказать, что эффективный контракт вовсе не отменяет эту обязанность. Это всего лишь дополнительное соглашение, благодаря которому стимулируется труд людей.

Существует Приказ Минтруда № 167н, которым приняты Рекомендации о том, как правильно оформлять трудовые отношения со служащим при переводе их на иной метод оценивания работы. Вначале, согласно ТК, подписывается трудовой договор. Затем разрабатывается дополнительное соглашение, в котором говорится, какие пункты существующего документа будут изменены.

Кроме Программы нововведений в системе оценивания труда действует Программа «Развития образования», одобренная правительственным Постановлением № 295. В документе также регламентируются вопросы, касающиеся усовершенствования зарплаты преподавателям. Перевод учителей на такую форму заработка оформляется согласно нормам Трудового кодекса.

Какие доплаты включаются в дополнительный контракт:

  • за отличные результаты
  • за качественную или более сложную работу
  • за интенсивный труд
  • за непрерывный стаж
  • за сверхурочный труд

Что обязан сделать работодатель:

Требуется подписать новый контракт

  • установить, что входит в круг обязанностей преподавателя
  • выбрать приемлемую для его сотрудников систему оценивания труда
  • согласовать с коллективом готовящиеся критерии вознаграждений
  • получить согласие каждого педагога на перевод на новую форму заработка

Прежде чем перейти на новую форму оценивания работы людей работодатель должен подготовить новые правила. С уже работающими педагогами заключается еще одно соглашение. В нем отображаются методы, на основании которых труд преподавателей будет оплачиваться по-новому. С людьми, которые принимаются на работу впервые, сразу подписывается договор, имеющий новые правила оценивания работы педагогов.

Что следует написать в новом соглашении:

  • место работы
  • основные обязанности сотрудника
  • величина оклада согласно законодательству
  • виды дополнительных доплат за отличные результаты труда
  • критерии эффективности работы
  • распорядок дня
  • длительность отпуска
  • виды социальной поддержки от государства
  • дополнительные условия, связанные со спецификой труда в конкретной местности

На новую форму оценивания работы могут быть переведены только работники государственных и муниципальных учреждений. На учителей, трудящихся в частных фирмах, такое правило не распространяется.

Вопросы и ответы

я являюсь руководителем ДОУ, которое находится в процессе реорганизации.Трудовой договор со мной будет расторгнут(получено уведомление)Сейчас со мной хотят заключить эффективный контракт мне не хотелось бы менять условия оплаты труда так как мне осталось доработать несколько месяцев

Эксперт:

Раздел IX, Параграф 3

Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.

В сфере образования введение эффективного контракта обосновано необходимостью исправления недостатков, обнаружившихся в ходе внедрения и применения новой системы оплаты труда (НСОТ), внедряемой на протяжении последних лет. В программных документах Правительства РФ отмечается, что решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда не удалось для всех учреждений: показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

Эффективный контракт – понятие из экономической теории. В законах, иных нормативных актах термин «эффективный контракт» не применяется, а используется понятие «трудовой договор» (в сфере государственной службы – «служебный контракт»).

Смысл эффективного контракта как экономической категории состоит в установлении трудовым договором взаимовыгодных условий как для работодателя, так и для конкретного работника.

С юридической точки зрения эффективный контракт можно кратко определить как детальное, в тексте трудового договора, регулирование и нормирование труда, обеспечивающие повышение и качества работы, и повышение благ, получаемых работником от выполнения работы, как материальных (зарплата), так и нематериальных (престиж, удобный режим работы и т.п.).

Введение эффективного контракта предусмотрено несколькими программными документами Правительства РФ.

В большинстве этих документов эффективный контракт просто упоминается без определения, без «расшифровки», что такой контракт из себя представляет. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы дана, например, такая общая характеристика:

Под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на: наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда. Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее – «Программа СОТ»):

Эффективный контракт– это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии … эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Программа СОТ предусматривает принципы и элементы эффективного контракта. В частности, в трудовом договоре с каждым работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда (условия получения вознаграждений должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования). Показатели и критерии должны быть измеримыми. Эффективный контракт предполагает установление норм труда. В настоящее время нормирования труда педагогов в общем образовании де-факто не существует, централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные (не устанавливающие фактический размер зарплаты) нормы часов учебной работы (нагрузки) в классах (группах) за ставку заработной платы. Поскольку в общем образовании все ограничения предельных объемов учебной нагрузки сняты подзаконными нормативными правовыми актами, то установленные нормы часов за ставку зарплаты служат только для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогов.

Программа СОТ ориентирует на повышение эффективности каждого работника, учреждения, отрасли. В сфере образования понятие эффективности необходимо скорректировать. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами. Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников, перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы, в т.ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др. В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта, должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности), а не эффективности.

Введение «эффективного контракта» связано с проблемами и рисками. При этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагога. Основным же риском представляется опасность «скатывания» деятельности педагогов к деятельности «по производству показателей» (имитации показателей) вместо достижения нужного результата.

Опыт школ, применивших непродуманные показатели для поощрения учителей, такие как отсутствие неуспевающих в классе, показал, что, учителя вынуждены были «рисовать» (по их выражению) неуспевающим учащимся завышенные оценки, чтобы иметь право на получение стимулирующей выплаты. Это очевидно не соответствует действительности. Очевидно, результаты введения подобных показателей результативности контрпродуктивны. Таким образом, введение показателей и критериев качества работы педагога требует тщательной апробации с участием всего коллектива заинтересованных работников.

Поскольку Программа СОТ и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривают поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год, то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, имеются необходимые временные возможности. Эффективный контракт предполагается вводить постепенно, по элементам. Такой подход уже продемонстрировала Программа СОТ, в которой дан примерный трудовой договор, отличающийся от примерного трудового договора, рекомендованного Минздравсоцразвития несколькими годами ранее, только одним пунктом, в котором размеры компенсационных выплат и стимулирующих выплат даны уже в виде таблиц, т.е. более развернуто по сравнению с ранее рекомендованным примерным трудовым договором.

«Эффективный контракт» должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации.

Таким образом, перед образовательной организацией ставятся многоплановые задачи:

  • отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;

  • исключения из числа стимулирующих таких выплат, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника;

  • обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения ФОТ на гарантированную часть (оплата за должность) и стимулирующую часть (оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности), т.е. обеспечение, справедливой дифференциации в оплате труда.

Необходимые для введения «эффективного контракта» изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном ст. 74 Трудового кодекса РФ – изменения условий оплаты труда признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора» в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению работодателя, т.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе работодателя, и осуществляется с предварительным уведомлением работника в письменной форме не менее чем за два месяца. В случае отказа работника продолжать работу в предлагаемых условиях трудовой договор с ним расторгается попункту 7 ст. 77 ТК РФ с выплатой двухнедельного выходного пособия по ст. 178 ТК РФ.

При согласии работника с новыми условиями как условий оплаты труда, так и уточненными должностными обязанностями такие условия указываются в дополнительном соглашении к основному трудовому договору (как изменения или дополнения основного трудового договора).

В настоящее время планируется разработка Минтрудом РФ актуализированных квалификационных требований в профессиональных стандартах, содержащих описание квалификационных требований применительно к конкретной работе (профессии). На первом этапе актуализация квалификационных требований и конкретизация трудовых обязанностей педагогических работников возможна на базе действующего раздела Единого квалификационного справочника и с использованием правовых возможностей, предоставляемых ЕКС в части изменения, конкретизации, дополнения трудовых обязанностей работника в рамках его должности с помощью разработки и принятия должностных инструкций.

На первом этапе предлагается внесение в трудовые договоры работников более детализованных условий выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок и доплат. Например, рекомендованная в целях введения «эффективного контракта» распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р федеральная форма примерного трудового договора предусматривает отражение в трудовом договоре с работником:

  • компенсационных выплат по 3-м параметрам: «наименование выплаты», «размер выплаты» и «фактор, обусловливающий получение выплаты»;

  • стимулирующих выплат по 5-ти параметрам: «наименование выплаты», «условия получения выплаты», «показатели и критерии эффективности деятельности», «периодичность» и «размер выплаты».

«Эффективный контракт» предполагает установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательной организации, а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого работника. Такое нормирование позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого работника. Поэтому введение «эффективного контракта» должно повлечь за собой оптимизацию штата работников и структуры заработной платы.

Введение «эффективного контракта» влечет за собой определенные издержки, вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого работника. Эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта является риск формального совершения данного действия. В этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, так и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем. Реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем, инструмент эффективного контракта может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу образовательной организации, вытекающую из требований к деятельности самой образовательной организации, зафиксированной в ФГОС, в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах. В случае, если эффективный контракт будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательной организации, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников, тексты трудовых договоров станут подробнее, и облегчат управленческую работу в образовательной организации, будут работать на достижение ее целей. В случае же, если такая работа не будет проведена, эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре, без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://clubtk.ru/forms/trudovoy-dogovor/effektivnyy-kontrakt-v-obrazovanii-obrazets-zapolneniya
  • https://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/sostavlyaem-effektivnyy-kontrakt-s-pedagogicheskim-rabotnikom
  • https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-razrabotat-i-vnedrit-effektivnyy-kontrakt-s-pedagogami
  • http://ppt.ru/forms/rabota/effectivniy-contrakt-s-pedagogom
  • http://pravodeneg.net/buhuchet/nalog/usn/chto-takoe-effektivnyj-kontrakt-v-obrazovanii.html
  • http://ppt.ru/forms/effektivniy-contract/obrazec-v-obrazovanii
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий