Что такое административный арест и кем он назначается? На какой срок могут задержать и по каким основаниям? Читайте на нашем ресурсе по уголовному праву. Что такое административный арест и кем он назначается? На какой срок могут задержать и по каким основаниям? Читайте на нашем ресурсе по уголовному праву.

Порядок административного задержания

Если вас пытаются задержать, то вам необходимо проследить за порядком административного задержания. Во-первых, сотрудник правоохранительных органов должен представиться, показать документы, сообщить свою должность, основания и цель задержания. Во-вторых, вам обязаны на месте разъяснить права и обязанности задержанного, и только после этого составить протокол. В-третьих, в обязанности представителей власти входит уведомление ваших родственников, адвоката и работодателя о произошедшем в течение 3 часов с момента задержания.

Отметим один нюанс.
Если сотрудник полиции задержал ребенка, то обязан известить об этом его законных представителей (родителей, опекунов). При этом несовершеннолетний должен содержаться отдельно от взрослых нарушителей.

Кто вправе задержать

В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают:

  • полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.;
  • руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ;
  • должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ;
  • должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов;
  • судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д.

Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г. (регламентированы полномочия таможенников) и т.п.


Кто может совершать задержание?

Перечень должностных лиц, которые могут ограничить вашу свободу, указан в ст. 27.3 КоАП РФ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • старшие должностные лица вневедомственной охраны;
  • военнослужащие внутренних войск МВД РФ;
  • сотрудники автоинспекции, таможни, госнаркоконтроля;
  • военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной инспекции;
  • лица при осуществлении операции по предотвращению террористического акта;
  • судебные приставы при выявлении административных правонарушений, в том числе совершенных в зале суда.

Задержать вас может любой правоохранитель, но только в исключительных случаях.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

В практике встречаются случаи, когда полицейские не позволяют самому задержанному позвонить близким по своему телефону, пресекают попытку звонка и даже изымают телефон. Такие действия должностных лиц нельзя признать законными, поскольку Кодексом об административных правонарушениях не запрещено правонарушителю пользоваться сотовой связью.

Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет.

Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником.

Фото 1

Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ

Итак, задержание в рамках административного производства регулируется статьями КОАП РФ. Это мера исключительного характера, необходимость которой продиктована особыми причинами:

законное и своевременное рассмотрение дела

Эта цель полностью совпадает с целью доставления – например, когда лицо доставляется в отдел для составления протокола, который по каким-то причинам невозможно составить прямо на месте. Поскольку без протокола привлечение к административной ответственности не может быть признано законным, человек задерживается.

исполнение постановления

Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени.

Задержание не допускается, если есть основание для предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения.

В основном, критериями применения столь жесткой меры обеспечения является:

  • отсутствие документов, удостоверяющих личность. Так, в случае совершения правонарушения человеком для фиксации и составления протокола нужны как минимум паспортные данные правонарушителя. Если паспорта нет, а также отсутствует любой другой документ (водительское удостоверение), возникает необходимость выяснения личности;
  • документы есть, но они вызывают обоснованные сомнения в подлинности, или они имеют повреждения. Пример №1. Сотрудники полиции остановили Монина А.В. в парке, где он нарушал правила торговли – пытался продавать запчасти на автомобиль. По требованию полицейских Монин А.В. предъявил паспорт, в котором были вырваны две страницы. Для установления личности Монина препроводили в отдел полиции, где был составлен протокол и подтверждены его данные путем опроса родственников, связи с отделом ФМС. По делу были составлены и протокол доставления, и протокол задержания, после установления личности Монина отпустили;
  • оказание неповиновения сотрудникам правоохранительных органов. Пример №2. По вызову Карповой О.Л. на телефонный номер 02 наряд полиции выехал по месту ее жительства, где женщину избил бывший муж. Для составления протокола о привлечении к административной ответственности за побои у Карпова необходимо было отобрать объяснение. Поскольку Карпов отказался покинуть место жительство пострадавшей, отказался отвечать на вопросы сотрудников и оказал сопротивление, он был подвергнут задержанию;
  • введение в заблуждение полицейского. К примеру, при составлении протокола лицо даёт явно ложные сведения, имеющие важное значение для административного дела. В этом случае лицо может быть задержано до установления истины и выяснения причины введения в заблуждение должностных лиц.

Приведённые примеры оснований для ограничения свободы людей – следствие практики, поскольку в КОАП РФ не раскрыто понятие «исключительности». То есть, решение вопроса о необходимости задерживать лицо входит в полномочия представителя полиции, который практически всегда действует по своему усмотрению.

Административное задержание как обеспечительная мера может применяться только к физическому лицу. Задержать ООО, ОАО и т.д. невозможно – в отношении юрлиц есть другие способы воздействия (например, изъятие вещей и документов, арест товаров).

Основания для административного задержания

Лишить свободы человека без веских оснований нельзя, даже если он совершил правонарушение. Поэтому ст. 27.3 КоАП РФ четко устанавливает случаи, когда к нарушителю можно применить административное задержание — обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении, либо исполнить вынесенное постановление по делу.

Если вы совершили административное правонарушение, вас могут задержать.

Получается, что любого человека могут задержать, чтобы:

  • пресечь правонарушение;
  • своевременно рассмотреть дело;
  • составить административный протокол, если это нельзя сделать на месте совершения нарушения;
  • исполнить принятое по делу постановление.

Однако не могут применить такую меру, если за совершенное правонарушение предусмотрено лишь предупреждение или штраф. Исключением будет и ситуация, когда сотрудник полиции может на месте установить личность нарушителя и составить протокол.

Кто не может быть задержан

Такой неприкосновенностью обладают:

  • Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию);
  • члены Совета Федерации;
  • депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне;
  • судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.);
  • прокуроры;
  • уполномоченный по правам человека;
  • иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта);
  • некоторые другие.

В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа. Так, Уполномоченный по правам человека может стать административно задержанным только при соблюдении определенного порядка: необходимо получить согласие Государственной Думы в письменном виде.

Исчисление сроков задержания по КОАП РФ

По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):

  • если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил - при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
  • если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.

Течение срока начинается не с момента фактического задержания (как по уголовно-процессуальному законодательству), а с момента доставления в отдел полиции.

Фактически лицо сразу же помещается в КАЗ – камеры административно задержанных, после чего в течение двух суток их доставляют в суды, где на время ожидания разбирательства правонарушители содержатся в специально отведенных помещениях (по сути, те же камеры, но в здании суда). Поскольку продление свыше 48 часов законом не допускается ни при каких обстоятельствах, нахождение в камерах полностью засчитывается в общий двухсуточный срок.

Отдельно в КОАП оговорено начало исчисления срока задержания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения: с момента вытрезвления. Более подробно в Кодексе не разъясняется – как определить, трезв человек или нет, нужно ли для этого медицинское освидетельствование, содержание не в стенах отдела полиции, а в больнице. Практика идет по пути 6-часового ожидания, когда гражданин станет более адекватно воспринимать происходящее с ним и может давать какие-то объяснения. Насколько такой подход соответствует требованиям законности, вопрос спорный. Ведь довольно часто задержанные находятся не в алкогольном опьянении, а в наркотическом, и определять вытрезвление 6-часовым перерывом нельзя признать правильным. Специалисты права считают, что в данном случае имеется существенный пробел в административном законодательстве.

При наличии оснований гражданин должен быть освобожден немедленно, в том числе и до истечения даже минимального 3-х часового срока. К примеру, одним из оснований для освобождения является прекращение административного производства. О времени прекращения делается отметка в протоколе (см. образец).

Процедура задержания

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с . Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Административное принуждение

Административное задержание входит в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (иными словами, в список возможных мер принуждения). Этот перечень является исчерпывающим:

  • доставление;
  • задержание;
  • досмотр личный и (или) личных вещей;
  • отстранение от управления автомобилем;
  • освидетельствование, в том числе медицинское, на предмет выявления состояния опьянения;
  • запрет деятельности;
  • задержание транспортного средства;
  • привод;
  • выдворение за пределы РФ (применяется в отношении иностранных граждан и лиц  без гражданства при совершении ими правонарушений).

В этой статье мы расскажем об особенностях административного задержания гражданина.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо.

Срок административного задержания

Период, на который могут принудительно ограничить свободу правонарушителю, определен ст. 27.5 КоАП РФ — от 3 до 48 часов. При этом установленный предел превышать нельзя.

Учтите, что на двое суток обычно задерживают:

  • за нарушение границы России и порядка пребывания на территории нашей страны;
  • за совершение правонарушения во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в особой экономической зоне РФ;
  • лиц, в отношении которых ведется административное дело и по которому предусмотрено наказание в виде ареста.

Задержать могут только на двое суток, не более.

Вопросы и ответы

Меня задержали во дворе дома по дороге домой с комментариями "у тебя глаза как у наркомана, наверняка употреблял". При этом я был после деловой встречи, выглядел адекватно, ничего не употреблял никогда в жизни. Отвезли в отделение, 3 часа расспрашивали и убеждали, что я "явно что-то употреблял", что "в соседней комнате меня уже почти сдал один персонаж". Я все отрицал. Далее отвезли на мед освидетельствование, после чего применили административное задержание "на 48 часов имеем право", мол ожидаем результаты анализов.

Во время сидения за решеткой в течении 20 часов не предоставили вообще никакой воды и еды. Через 20 часов пришли результаты анализов, они были чистыми. После чего отпустили, конечно же даже никаких извинений.

Есть ли тут нарушения со стороны сотрудников органов и неужели они могут задержать по сути любого человека на улице, с надуманной причиной, что им "на глаз" кажется, что он под наркотиками? Похоже на какой то беспредел.

Эксперт:

Вообще об этом должен был составляться протокол. И вам должны были выдать копию.

коап

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Есть ли тут нарушения со стороны сотрудников органов и неужели они могут задержать по сути любого человека на улице, с надуманной причиной, что им «на глаз» кажется, что он под наркотиками? Похоже на какой то беспредел.

Vladimir

на самом деле могут — либо для выяснения обстоятельств по делу, либо по указанным в статье правонарушениям.

Делает это полиция

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Вот если они протокол не составили при этом- это серьезное нарушение, но доказать его без документов- сложно.

Даже ваши анализы не будут однозначно говорить о задержании на 48 часов именно. Они будут говорить только о том что вы эти анализы прошли и нарушений каких то у вас не нашли в крови.

Эксперт:

  В данном случае административное задержание на 20 часов было применено незаконно. 

Обоснование. 

Сначала разберемся что такое административное задержание. 

Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ 

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. 

Дела по ст. 6.9 КоАП РФ согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи. 

Административное задержание по судебным делам применяется только в тех случаях когда протокол уже составлен,  но поскольку время позднее или выходной день и судья не работает,  то правонарушителя задерживают до начала работы судьи. 

В Вашем же случае необходимо было возбудить административное расследование до получения результатов обследования, так как до окончания административного расследования протокол об административном правонарушении в отношении Вас составить не имели права,  а на основании рапорта задерживать оснований нет. 

Таким образом,  Вы вправе 

1. Обратиться в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников полиции на основании вышеприведенных статей, в которой просить принять меры реагирования на незаконное задержание.

2. Обратиться одновременно в следственный комитет по месту нахождения ОМВД с заявлением о преступлении по ст. 301 УК РФ. 

Далее в зависимости от результатов рассмотрения Вы вправе взыскать в судебном порядке все убытки,  причиненные незаконным задержанием,  а также компенсацию морального вреда. 

Эксперт:

Владимир!
Действительно, в Российской Федерации пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также пунктом 8 части 1 статьи 13 того же Закона, полиции предоставлено право осуществлять доставление и задержания лиц на срок до 48 часов в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и на положения статей 27.1, 27.2, 27.3, 23.3 КоАП РФ, в том числе лиц, обоснованно подозреваемых в совершении правонарушения предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ.
Однако следует помнить, что в силу положений статьи 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть 2).
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), в соответствии с которым каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть лишен свободы иначе как в перечисленных в этом пункте случаях и в порядке, установленном законом, в том числе: законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения (подпункт «c»).
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 16.06.2009 N 9-П указал, что Понятие «законное задержание», употребленное в подпункте «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции, как и понятие «задержание, произведенное в установленном законом порядке» включают обязанность осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях органов государственной власти и их должностных лиц соблюдать нормы материального и процессуального законодательства, то есть составить протокол задержания (доставления) и вручить его задержанному лицу.
При этом должностное лицо, производящее административное задержание, должно располагать такими фактами и сведениями, которые достаточны для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение.

Факт того, что в возбуждении административного дела в отношении вас было отказано в связи с выводами медицинского освидетельствования противоречит доводам сотрудников полиции о том, что у вас имелись внешние признаки нарушения (как они говорили, «у тебя глаза как у наркомана, наверняка употреблял»), создававшие законный повод для его пресечения и применения обеспечительной меры в виде доставления.
Поэтому полагаю, что ваше задержание было незаконным. Поэтому, считаю, что вам нужно:
1. Обратиться в органы прокуратуры с жалобой на действия сотрудников полиции.
2. Обратиться в территориальный отдел следственного комитета с заявлением о наличии в действиях сотрудников полиции признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ.
3. Обратиться с жалобой к руководству этих сотрудников и потребовать проведения службеной проверки.

По результатам данных проверок, если нарушения подтвердятся, вы сможете обратиться в исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда в суд, поскольку согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (статья 1069); при этом, по общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064).
Так, в соответствии с пунктом 1 его статьи 1070 вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно статье 1100 данного Кодекса компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (абзац третий).
 
 
 
 
 
 

Эксперт:

Владимир!

В дополнение к ответам коллег отмечу следующее.

В соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утв.Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627:

4. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.Соответственно — это дополнительный аргумент для взыскания морального вреда, который, как верно отметили коллеги, Вы вправе взыскать вне зависимости от вины конкретных должностных лиц.

Эксперт:

согласно ст. 28.1 КоАП РФ

поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ

дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса( куда входит и задержание).

Таким образом, в отношении Вас было возбуждено дело об административном правонарушении и возбуждено оно было без достаточных к тому оснований, т.е. незаконно, т.к. просто внешнее состояние глаз не может однозначно и явно свидетельствовать о нахождении гражданина в состоянии наркотического опьянения. Кроме того, в дальнейшем результаты освидетельствования подтвердили отсутствие в Вашем организме наркотических средств. Другими словами, учитывая, что данных, указывающих на совершение Вами административного правонарушения не было отсутствовали правовые основания для Вашего задержания. В настоящее время Вам целесообразнее всего обратиться в органы прокуратуры с жалобой на действия сотрудников органов внутренних дел, при проверке жалобы ответственным сотрудником будут истребованы материалы по Вашему задержанию, Вас пригласят в прокуратуру, на основании ч. 4 ст. 5 ФЗ «О прокуратуре» Вы вправе ознакомиться с материалами проверки, так Вам будет проще получить копии материалов, чем запрашивать их непосредственно в полиции, кроме того проверите правильность их составления и соответствие действительности. Полученные копии Вы вправе использовать для направления иска, узнаете по каким критериям сотрудники определили возможность наркотического опьянения.    
Согласно статьи 53 Конституции РФ

каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ

вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1069 ГК РФ

вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 151 ГК РФ,

если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В случае, если в результате Вашего задержания Вы понесли еще и материальный вред (например, не смогли снова участвовать в деловых встречах и поэтому потеряли деньги в результате незаключения с Вами какого-либо договора и понесли убытки и т.п.) – Вы можете взыскать их на основании ст. 16 ГК РФ. Как правило, признание действий сотрудников незаконными автоматически влечет применение к ним дисциплинарного взыскания в зависимости от обстоятельств содеянного.  

Источники

Использованные источники информации.

  • http://osudili.ru/zaderzhanie/administrativnoe-zaderzhanie
  • http://juresovet.ru/administrativnoe-zaderzhanie/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий