2019 год ознаменуется введением новых коэффициентов по ОСАГО. Изменения призваны сделать тарифную сетку обязательной «автогражданки» более гибкой. С 9 января 2019 года устанавлены предельные размеры базовых ставок и коэффициенты страховых тарифов, требования к их структуре, а также порядок применения.

Каким образом определяется величина страховки?

Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали. А как же страховка рассчитывается в наше время?

Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:

  1. Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
  2. Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
  3. Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.

Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:

  • Технические данные транспортного средства;
  • Время его страхования;
  • Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.

Базовый тариф (ТБ)

Стоимость полиса ОСАГО неодинакова для разных регионов и автомашин и зависит от тарифов и коэффициентов.

Базовые тарифы обязательны для всех регионов России и зависят от типа транспортного средства. Никакая страховая компания не может изменить этот тариф.

Мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, трамвай, троллейбусы, трактора – каждый вид транспорта в зависимости от тоннажа, количества пассажирских мест имеет свой стандартный тариф.

Для легковых автомобилей категории В тариф различается по принадлежности физлицу или юридическому лицу.

Так, обычный легковой автомобиль, принадлежащий конкретному автовладельцу, будет рассчитан по базовому тарифу 1980 руб.

Такой же автомобиль, но принадлежащий ООО, уже будет рассчитываться от 2375 руб.

Этот же автомобиль, но эксплуатирующийся в качестве такси, рассчитывается от тарифа 2965 руб.

Базовый тариф не изменялся с 2004 года.

Хотите узнать, как оформляется диагностическая карта, необходимая для получения ОСАГО?

Или почитайте в ЭТОЙ статье о правилах оформления ОСАГО.

Коэффициент возраст-стаж (КВС)

Ограничений по максимальному возрасту не существует. Но чем больше возраст и чем больше стаж, тем ниже этот коэффициент при оформлении ОСАГО.

Например, начинающий водитель до 22 лет со стажем вождения до трех лет имеет довольно высокую вероятность попасть в ДТП, поэтому его КВС будет равен 1,8.

Здесь существуют две барьерные цифры: возраст до 22 лет (включительно) и стаж вождения до трех лет. Стаж вождения рассчитывается от даты получения прав.

Поэтому, чем раньше получены права водителем, тем больше будет его стаж к моменту оформлению первого полиса.

Если в полисе вы указываете конкретное число водителей, допущенных к управлению, то к расчету стоимости полиса принимается наиболее высокий коэффициент.

Причем, если кто-то из водителей слишком молод или имеет небольшой стаж вождения, стоимость страховки сильно возрастает. Если же круг лиц, допущенных к управлению, не ограничен, то коэффициент будет равен единице.

КВС. Коэффициент возраста и стажа

КВС — величина, которая может увеличить или уменьшить цену полиса ОСАГО для автомобилистов конкретного возраста и с определенным водительским стажем.

В 2019 г. число коэффициентов КВС увеличится до 50, все они будут располагаться в диапазоне 0,96-1,87. Наибольшая надбавка предусмотрена для молодых и неопытных водителей – автомобилистов возрастом до 21 года со стажем до 2 лет. Минимальный коэффициент получат те, кто старше 30 лет и водит машину не менее 10 лет.

КТ. Территориальный коэффициент

Фото 2

Территориальный фактор является одним из определяющих при расчете страховой премии. Территориальные коэффициенты могут быть разными в зависимости от региона страны. В 2019 г., как и в прежние годы, величина КТ будет зависеть от среднего уровня аварийности в том или ином регионе.

Для частников и индивидуальных предпринимателей данный коэффициент устанавливается, исходя из указанного в паспорте места регистрации. При выдаче полиса ОСАГО организации учитывается ее юридический адрес. Для тех, кто не имеет прописки в Российской Федерации, в 2019 году предусмотрен территориальный коэффициент, равный 1,7. Подробные таблицы территориальных коэффициентов 2019 года опубликована по этой ссылке.

Коэффициент КП

Это аналог КС, но он действует только по отношению к автомобилям, зарегистрированным за пределами РФ. В 2019 г. владельцам таких транспортных средств предоставляются более расширенные и более удобные варианты: например, они могут выбрать сроки 5-15 дней, 16-30 дней, 2 месяца.

Минимальный коэффициент составляет 0,2, максимальный – 1.

Правила применения и срок действия повышающих значений

Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП? Стандартный период действия страхового полиса составляет 1 год, причем год не начинается 1 января и не заканчивается 31 декабря.

Срок действия автогражданки начинается непосредственно в день приобретения полиса и заканчивается на 1 день ранее, но через 1 год. Поэтому значение повышающих или понижающих коэффициентов так же действуют 1 год.

Значения всех применяемых при расчете стоимости автогражданки коэффициентов, в том числе и базовые тарифы, регулируются на уровне законодательства и не могут быть изменены страховщиками самостоятельно.

Использование всех рассмотренных коэффициентов обязательно. В противном случае на страховую компанию могут быть наложены штрафные санкции.

Как влияет ДТП

Было бы странно, если страховщики не учитывали показатель аварийности водителя, с которым заключается договор об ОСАГО. Поскольку законодательство требует, чтобы полис оформлялся ежегодно, это позволяет выводить специальный коэффициент, зависящий от категории вождения и числа ДТП с участием страхователя.

Такой коэффициент носит название «бонус-малус». Он может быть как понижающим, так и повышающим. Во многих случаях именно он является тем основным фактором, который существенно влияет на окончательную стоимость полиса.

Базовые ставки ОСАГО, применяемые с 9 января 2019 года.

Здесь все просто, страховая компания устанавливает базовый тариф в пределах минимального и максимального значений самостоятельно. По какому принципу это происходит, неизвестно. Видимо, в зависимости от региона или марки и года автомобиля, «страховой истории» владельца авто. Как показала практика за столь непродолжительный период (с 9 января до даты написания статьи), например, для легковых автомобилей категории В, используемых физлицами, применяется максимальное его значение — 4 942 руб. На каком основании сделан такой вывод? Экспериментальным путем: попытками купить электронный полис в нескольких известных компаниях (за всех отвечать не стану). Давайте к сути дела: перейдем к базовым тарифам.

Об утвержденных размерах базовой ставки страховая компания в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения должна уведомить в письменном виде Банк России. Кроме этого она обязана разместить данную информацию на своем официальном сайте.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (далее ТБ)

Категория транспортного средства определяется согласно данным, которые указанны в документе о регистрации транспортного средства. Это может быть паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон. Также учитывается информации, указанная страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа.

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Фото 3

Коэффициент бонус-малус, или скидка за долгую безаварийную езду, существенно влияет на стоимость полиса. Коэффициент бонус-малус (по-другому – класс) присваивается на основании наличия/отсутствия выплат по предыдущему полису ОСАГО.

Коэффициент «бонус малус» присваивается конкретному водителю, а не автомобилю, поэтому замена автомобиля или страховой компании роли в изменении класса не играет.

Класс повышается или понижается только по прошествии полного года со времени заключения предыдущего полиса.

Скидка рассчитывается на основании предыдущих полисов, которые закончились не раньше чем за год до оформления нового.

Скидка сохраняется и при смене страховой компании, однако здесь необходимо, чтобы перерыв был не больше года, в противном случае автовладелец получает базовый 3 класс.

Если водитель за этот год стал виновником аварии, то применяется повышающий коэффициент. После ДТП новый полис ОСАГО подорожает для него на 50%.

За каждый год, который водитель проездил без ДТП, произошедших по его вине, при оформлении следующего полиса он получает 5%-ную скидку.

Если договор оформляется впервые, то водитель получает третий класс с коэффициентом 1. Значит, 3 года безаварийной езды поощряются 15 % скидки. Максимальная скидка КБМ соответствует 50 % за 10 лет безаварийной езды.

Но, если в ОСАГО вписаны несколько водителей, имеющих право на управление ТС, и один из них, например, имеет наименьшую скидку в 5% (отец вписывает сына, который недавно водит авто), то КБМ рассчитывается по самой минимальной скидке.

Поэтому аккуратным водителям, имеющим большой стаж, не совсем выгодно вписывать в полис ОСАГО водителей с низким коэффициентом КБМ.

От КБМ зависит класс водителя. Для этого существует специальная таблица.

Если у автовладельца раньше был 5 класс (КБМ = 0,9) и по его вине происходит ДТП, то в следующем году он может рассчитывать только на третий класс с КБМ, соответствующим единице.

Если же он и этот год проездил безаварийно, то его ожидает более высокий 6-ой класс.

Чтобы автовладелец не скрыл от страховщика свою страховую историю (за что, кстати, полагается штраф), с 1 января 2013 года при выписке полиса ОСАГО страховщик делает обязательный запрос КБМ из базы АИС РСА (Российский союз автостраховщиков).

База РСА постоянно растет и охватывает уже довольно большой круг водителей. Система включает около 100 миллионов договоров, которые заключались за последние 2 года.

Каждый страховщик в течение пятнадцати дней после заключения договора обязательно передает о нем информацию в базу РСА.


Коэффициент нарушений (КН)

Коэффициент нарушений 1,5 применяется в случаях, оговоренных законом.

Это так называемые грубые нарушения:

  • сообщение заведомо ложных сведений;
  • умышленное содействие наступлению ДТП;
  • вождение в состоянии опьянения;
  • оставление места ДТП;
  • нахождение за рулем водителя, не вписанного в полис ОСАГО.

Все случаи описаны в ФЗ «Об обязательном страховании».

Однако есть возможность обнулить свою страховую историю, скрыть которую уже не удастся простой сменой страховой компании.

По закону страховая история ведется на водителя, который управляет машиной, и обнуляется, если в течение года водитель не вписан ни в какой полис ОСАГО.

Поэтому, если водитель — не собственник автомобиля, можно попросить собственника заключить договор без указания конкретных лиц, допущенных к управлению.

В этом случае водитель будет водить машину и не будет вписан в ОСАГО. А через год его история обнулится.

Если же водитель – собственник, в этом случае либо придется действовать по букве закона, либо переписать авто на родственника, а самому ездить по доверенности.
Фото 3

 Примеры расчётов

Как пример можно привести расчёт стоимости ОСАГО для легкового автомобиля категории B физического лица возрастом в 22 года и со стажем вождения в 2 года. Транспорт прошёл регистрацию в г. Белгород, страховые возмещения не оплачивались, машиной пользовались другие люди. Мощность этого транспорта составляла 80 лошадиных сил, им пользовались 6 месяцев. Нарушений не было.

Расчёты, напомним, происходят по такой формуле: Т= ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Теперь нужно подставить необходимые значения:

Т = 3432 умножить на 1.3 умножить на умножить на умножить на 1 умножить на 1.1 умножить на 0.7 .

Как результат, стоимость ОСАГО в данном случае получится равной 6103,05 российских рублей.

Это может показаться достаточно сложным и пугающим для неопытного человека, но на деле всё достаточно просто. Во-первых, существуют онлайновые калькуляторы, оптимизирующие многие процессы проверки и расчёта. Во-вторых, имеются даже видеозаписи, наглядно рассказывающие, как самостоятельно рассчитать ОСАГО, как, например, вот это видео от Артёма Алымова:

Вы можете посмотреть его и поучаствовать в обсуждении вместе со всеми желающими, а также прямо там имеются и ссылки на полезные онлайновые калькуляторы.

Что такое коэффициент мощности авто

Правила определяют, что большое значение играет также коэффициент мощности авто в ОСАГО. В одинаковой мере он может как удешевить страховку, так и повысить её стоимость более, чем в полтора раза.

Водителю авто с мощным двигателем стоит учесть, что за страховку ему придётся заплатить больше, чем собственнику ТС с двигателем мощностью менее 50 лошадиных сил.

В целом действующий перечень коэффициентов выглядит так:

  • авто с двигателем, мощность до 50 л. с. включительно — 0,6;
  • до 70 л. с. включительно — 1;
  • до 100 л. с. включительно — 1,1;
  • до 120 л. с. включительно — 1,2;
  • до 150 л. с. включительно — 1,4;
  • свыше 150 л. с. — 1,6.

Стоимость страховки для самого маломощного и самого мощного авто будет отличаться в 2 раза. Это связано с тем, что мощные машины более аварийноопасные и сложные в управлении.

Узнать мощность двигателя довольно легко — необходимо заглянуть в техпаспорт. Правда, она может быть указана в киловаттах. В таком случае учитывают, что 1 кВт равен 1,35962 лошадиных сил.

Если по каким-то причинам мощность агрегата не указана в ПТС, можно обратиться к специализированным справочникам или его производителю. Необходимо лишь точно знать модель.

Коэффициент мощности двигателя авто (КМ)

Мощность автомобиля можно узнать в ПТС или в свидетельстве о регистрации. При расчете ОСАГО этот коэффициент подбирается в зависимости от мощности, указанной в лошадиных силах.

Если мощность указана в киловаттах, то производится перерасчет исходя из соответствия: 1кВт=1,35962л.с.

Здесь все просто: чем выше мощность, тем больше коэффициент.

Как узнать

Зная формулу расчета стоимости ОСАГО и все требуемые коэффициенты произвести расчет можно самостоятельно. Единственная проблема возникает с определением коэффициента бонус-малус.

Если водитель имеет большой стаж, то воспользоваться таблицей, приведенной выше достаточно сложно, так как не всем известно, в какой именно период времени наступали страховые случаи.

Определить или проверить коэффициент безаварийности ОСАГО можно по базе РСА.

Для этого на сайте организации требуется заполнить простую форму, в которой указать:

  • к какой категории относится собственник автомобиля (юридическое или физическое лицо);
  • какой страховой полис заключается (с ограниченным или неограниченным списком водителей, допускаемых к управлению автотранспортом);
  • ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
  • дату рождения водителя;
  • номер водительского удостоверения, который в обязательном порядке указывается в автогражданке;
  • дату начала действия полиса.

В результате проведения проверки может быть получено одно из следующих сообщений:

  • значение коэффициента для указанного водителя составляет столько-то. Это означает, что информация о водителе есть в базе союза автостраховщиков;

Дополнительно будет дана информация по реквизитам, дате окончания действующего страхового полиса, а так же страховой компании, в которой оформлена автогражданка.

  • значение коэффициента для данного лица не найдено. Водителю присвоен 3 класс и КБМ=1.

Последнее сообщение может быть получено в результате:

  • ошибки при вводе данных. Чтобы проверить результат рекомендуется повторить попытку или воспользоваться другим сайтом для определения коэффициента;
  • ошибки обработки (сбоя в работе системы). Исправить можно способом, указанным в предыдущем пункте;
  • отсутствия информации о водителе в базе данных РСА (например, по вине страховой компании, не передавшей сведения);
  • замены водительского удостоверения в текущем периоде;
  • ликвидации страховой компании, с которой был заключен договор на автострахование.

Если на сайте союза автостраховщиков коэффициент бонус-малус указан неправильно, то можно пройти процедуру восстановления корректного значения параметра.

Для этого:

  1. Необходимо пройти проверку на сайте РСА на несколько предшествующих дат, и выяснить в каком именно месте произошло обнуление параметра;
  2. Найти предыдущие страховки с указанием верных параметров (если сохранились);
  3. Подать письменное заявление в страховую компанию. Дополнительно можно обратиться в РСА и Центробанк, который контролирует деятельность страховых организаций. В документе необходимо указать причину обращения и максимально подробно описать суть проблемы. Образец заявления можно найти на сайте РСА или на сайте страховой компании. К заявлению необходимо приложить: • копию паспорта заявителя; • копию действующего водительского удостоверения; • копии страховых полисов за предыдущие годы (при их наличии) или сканы запросов в РСА.

Максимальное время для рассмотрения заявления – 30 дней с момента поступления документа. Если в течение указанного периода получен ответ и КБМ изменен, то проблема полностью решена.

Если ответ не получен, то для восстановления верного значения коэффициента бонус-малус необходимо обращаться в суд.

Таким образом, рассчитать стоимость автогражданки, зная базовые тарифы, действующие в регионе проживания собственника транспортного средства и значения всех коэффициентов, повышающих или понижающих общую стоимость полиса, можно самостоятельно.

Для подсчета можно воспользоваться простейшей формулой или онлайн программами, которые представлены на сайтах страховых компаний.
Про ОСАГО для грузовых автомобилей рассказывается в статье: ОСАГО для грузовых автомобилей.

Рейтинг страховых компаний по ОСАГО в 2019 году смотрите на странице.

Про лимит по ОСАГО в 2019 году узнайте из этой информации.

Какие применяются при расчете и их расшифровка

Фото 5

Стоимость страховки ОСАГО определяется исходя из следующей формулы:

С=Т* КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП,

где

Значение базового тарифа определено максимальной и минимальной стоимостью. Конкретный показатель устанавливается каждым регионом индивидуально, но в пределах предоставленного коридора.

Фото 5

Как влияют стаж водителя и его возраст

Ещё большее значение для определения стоимости страховки имеет водительский стаж того, на кого она оформляется. А поскольку обычно годы стажа напрямую зависят от возраста водителя, то учитывается и он.

При определении значений коэффициентов исходили из того, что чем моложе водитель и чем меньше его стаж — тем большая опасность у него попасть в ДТП. Просто по неопытности. Поэтому страховка такому собственнику ТС обойдётся значительно — минимально он равен единице.

На сегодняшней день установлены такие значения для водителей разных возраста и опытности:

  1. При возрасте до 22 лет и стаже до 3 лет включительно — 1,8.
  2. Старше 22 лет при стаже до 3 лет включительно — 1,7.
  3. До 22 лет при стаже больше 3 лет — 1,6.
  4. Старше 22 лет и при стаже больше 3 лет — 1.

Как видно из этого перечня, преимущества водителей, которым выполнилось больше 22 лет, с хорошим стажем по сравнению с теми, кто не может этим похвастать, очень велики. ОСАГО им обойдётся на 60% дешевле, чем даже немолодым собственникам авто с маленьким опытом вождения.

Существует также зависимость стоимости полиса от количества водителей, на которых он открыт. Если он оформляется как «открытый» (количество водителей не ограничено), то применяется повышающий коэффициент, который равен 1,7.

Как можно получить скидку на страховой полис?

Разумеется, любой водитель будет рад сэкономить. В страховом договоре указываются случаи, когда коэффициент может понижаться на несколько пунктов. За езду без аварий в прошедший год можно иметь скидку — 5%. Как следствие, чем больше лет не было дорожно-транспортных происшествий, тем сильнее будет и процент скидки и понижается коэффициент КБМ. Но при покупке новой машины подобная скидка сохраняется.

А какой может быть самая большая скидка на полис ОСАГО? Максимум скидки за безаварийность может достигать 50%. Но для ее достижения шофёр должен добросовестно ездить больше 10 лет. Здесь стоит предостеречь — некоторые недобросовестные страховщики считают иначе. Нередко можно увидеть около МРЭО микроавтобусы и стационарные вагончики, предлагающие полисы ОСАГО со скидкой до 40%. Здесь важно понимать — это не по закону!

Когда заключается новый либо продляется существующий договор по обязательному страхованию (АГО), страховщик должен проверить убыточность всех вписанных в полис водителей, пользуясь общей информационной системой. Конечно, страховщик-посредник просто не может представить ту скидку, которую заявляет, на законных основаниях. Чаще всего просто-напросто продаётся полис ОСАГО обанкротившейся фирмы, а то и вовсе поддельный. Ни одна страховая компания по такому полису не выплатит, и возмещение нанесённого ущерба будет лишь на виновнике дорожно-транспортного происшествия.

Что такое коэффициенты ОСАГО, для чего они нужны

Указания о порядке расчета стоимости ОСАГО содержатся в Федеральном Законе №40-ФЗ от «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.» Здесь прописан не только порядок вычислений, но и содержится информация о том, какие коэффициенты применяются при расчете ОСАГО и как правильно определить их размеры.

Специальные коэффициенты – это показатели, которые оценивают возможность наступления страхового случая  при  разных обстоятельствах.

Ситуации, в которых происходят дорожно-транспортные происшестви,я бывают разными и зависят от множества факторов, поэтому и степень  риска для водителя в каждом отдельном случае не может быть одинаковой.

Иначе говоря, понижающие и повышающие коэффициенты при страховании ОСАГО отражают вероятность возникновения ДТП в зависимости от технических параметров конкретного транспортного средства и от индивидуальных характеристик его водителя. Кроме того, коэффициенты ОСАГО учитывают особенности оформления полиса для разных условий эксплуатации авто, а именно: на какой срок выписана страховка и сколько лиц имеют право управлять данным транспортным средством.

Соответственно, коэффициенты для расчета стоимости по страховке ОСАГО в 2019 году  можно разделить на три группы:

  1. Коэффициенты по типу транспортного средства (КМ). Здесь за основу берется мощность автомобиля, которая измеряется в лошадиных силах. Считается, что чем мощнее двигатель машины, тем выше риск наступления ДТП.
  2. Коэффициенты по данным водителя. К этой группе относятся:
    • КВС – возраст и водительский стаж автовладельца;
    • КБМ (бонус-малус)  – показатель безопасного вождения, который учитывает количество аварий, произошедших по вине  водителя;
    • КН – коэффициент нарушений. Учитывает серьезные нарушения ПДД, допущенные данным водителем, а также соблюдение им правил ОСАГО;
    • КТ – территориальный коэффициент. Начисляется в зависимости от региона регистрации владельца авто.
  3. Коэффициенты по содержанию страхового полиса. В эту группу входят:
    • КО – коэффициент наличия ограничений по управлению транспортным средством. Начисляется в зависимости от количества вписанных в полис водителей.
    • КС – срок действия полиса.
    • КСС – срок страхования. Данный коэффициент актуален только для иностранных водителей, временно находящихся на территории РФ.

Базовый коэффициент ОСАГО (БК)

Базовый коэффициент или базовый тариф ОСАГО – это устанавливаемый Центробанком РФ показатель, который зависит от вида транспортного средства и от статуса автовладельца. Так, если автомобиль принадлежит юридическому лицу и предназначен для пассажирских перевозок, базовый коэффициент ОСАГО в 2019 году значительно выше, чем для автомобиля, собственником которого является  физическое лицо.

По правилам полиса каждая страховая компания может назначать размеры базового коэффициента самостоятельно, но при этом не должна выходить за  рамки тарифного  лимита, который устанавливает предельные допустимые суммы для каждого вида транспортных средств.

Определить базовый коэффициент для разных видов  транспорта поможет приведенная ниже таблица расчета ОСАГО:

Территориальный коэффициент ОСАГО (КТ)

Одним из показателей, которые учитываются при расчете стоимости ОСАГО, является территориальный коэффициент (КТ). Назначается он по месту регистрации водителя. Размер территориального коэффициента зависит от интенсивности дорожного движения в конкретном регионе страны.

Максимальный показатель территориального коэффициента составляет 2,1, и он устанавливается для крупных городов с большим транспортным потоком, таких  как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Челябинск. Минимальное значение равно 0,6, назначается для малонаселенных районов с небольшим количеством транспорта, например для Чечни и Ингушетии.

Коэффициент возраста и стажа ОСАГО (КВС)

Немаловажными показателями риска наступления дорожно-транспортного происшествия являются опыт и квалификация водителя. Данные показатели учитывает коэффициент возраста и стажа водителя (КВС).

В настоящее время размер коэффициента колеблется в пределах от 0,96 до 1,87. Чем меньше опыта у водителя,  тем больше размер коэффициента. С января 2019 года таких значений 56, а не 4, как раньше. Это надо учитывать, если в полис вписаны  несколько водителей, так как цена страховки определяется по наиболее высокому коэффициенту.

Коэффициент безаварийного вождения (КБМ)

Водитель транспортного средства сможет уменьшить стоимость полиса и тем самым сэкономить на ОСАГО, если в течение страхового периода продемонстрирует безопасное вождение, то есть не станет виновником дорожно-транспортного происшествия.

Количество дорожных происшествий, виновником которых является водитель, отражает коэффициент аварийности ОСАГО (КБМ). Его размер составляет от 0,5 до 2,45.

Показатель безопасного вождения имеет особый порядок начисления, который следует рассмотреть подробно.

При первом обращении в страховую компанию для заключения  договора  ОСАГО водитель получает коэффициент безопасности, равный 1. Насколько увеличится данный показатель в дальнейшем, полностью зависит от автовладельца.

Для водителей, которые сумеют избежать ДТП, предусматривается понижающий коэффициент ОСАГО за безаварийную езду. Его минимальный размер 0,5 владелец авто сможет получить, если в течение 10 лет будет ездить аккуратно и не станет виновником ДТП.

Если же в течение страхового периода по вине автовладельца произойдет хоть одно дорожно-транспортное происшествие, страховая компания станет ему доверять меньше, и это отразится на стоимости страховки при ее продлении.

В подобных случаях страховщики применяют к провинившемуся водителю повышающий коэффициент по ОСАГО при ДТП  в 2019 году. Это значит, что на следующий год оформление полиса обойдется виновнику ДТП дороже, причем цена будет зависеть от количества ДТП, которые он совершил.

Более того, виновник дорожной аварии будет ощущать ее последствия и при дальнейших обращениях в страховую компанию. Даже одно ДТП, совершенное водителем в течение первого года действия полиса, влияет на стоимость страховки. Поэтому водители, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие, часто задаются вопросом, сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП.

Получить ответ на этот вопрос можно, изучив приведенную ниже таблицу:

Для того чтобы правильно провести расчеты, следует начать со строки, в которой указан класс 3.

Каждый безаварийный год позволяет опуститься на одну  строчку ниже.

Определив класс, следует перейти на строку страховых выплат.

Как видно из таблицы, по правилам, действующим в 2019 году, коэффициент бонус-малус при страховании ОСАГО для  водителей, совершивших ДТП,  будет повышенным еще в  течение нескольких последующих лет. Соответственно, и полис будет продлеваться с повышенным показателем.

Для того чтобы избежать подобных неприятностей, некоторые водители используют следующий способ: просят кого-либо из знакомых оформить страховку на себя. Затем, по истечении страхового периода, то есть через год, получают новый полис на свое имя. В результате вопрос о том, на сколько подорожает ОСАГО после ДТП, становится для водителя неактуальным, так как в Правилах ОСАГО установлено: если водитель не был вписан в полис  в течение одного года, его класс равен 3.

В заключение еще один нюанс: начисление КБМ имеет особенности  при наличии открытой страховки, то есть в случае, если оформлен полис с неограниченным числом водителей. Здесь учитывается только безаварийное вождение владельца транспортного средства. При этом для остальных водителей стоимость ОСАГО после ДТП в 2019 году не меняется.

Коэффициент нарушений (КН)

При расчете стоимости страховки принимаются во внимание не только ДТП, совершенные водителем, но и другие нарушения, в том числе и несоблюдение правил обязательного страхования, и некоторые грубые нарушения ПДД.

Для того чтобы оценить, насколько ответственно водитель относился  к своим обязанностям в течение страхового периода, применяется специальный коэффициент нарушений ОСАГО, или КН.

Коэффициент нарушений имеет только два  значения – 1 и 1,5.

По закону  страховая компания может применять повышенный коэффициент, если водитель  с целью уменьшения стоимости полиса сообщил страховщику заведомо ложные сведения, например, неверно указал свой возраст и стаж вождения. Однако такие случаи встречаются редко.

Самой распространенной является ситуация, когда назначается повышение ОСАГО  за нарушение ПДД. Правда, здесь учитываются только грубые нарушения.

Например,  более высокий показатель КН применяется в случаях, если водитель в период действия страховки  совершил одно из следующих нарушений:

  1. Умышленно способствовал наступлению ДТП.
  2. Умышленно причинил вред здоровью или жизни людей при совершении происшествия.
  3. Находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения  во время  ДТП.
  4. На момент совершения происшествия не имел водительских прав, так как был их лишен.
  5. Скрылся с места ДТП.

Поскольку за все перечисленные нарушения полагаются санкции, на вопрос, влияют ли штрафы на стоимость ОСАГО, можно ответить однозначно: да, влияют, только если это штрафы за грубые нарушения ПДД.

Что касается нарушений правил страхования ОСАГО, здесь показатель КН 1,5 назначается, если:

  1. Страховой случай произошел после истечения срока действия полиса ОСАГО.
  2. На момент ДТП диагностическая карта техосмотра была просроченной.
  3. Автовладелец не был вписан в страховку в качестве водителя данного авто.

Коэффициент мощности (КМ)

Все коэффициенты ОСАГО являются переменными величинами. Так, довольно быстро меняется возраст и стаж водителя. Количество нарушений и совершенных ДТП тоже может измениться. Измененные данные вписываются в страховку при ее продлении, а затем применяются в расчетах.

При этом коэффициент мощности меняется только при покупке нового автомобиля, следовательно, и при оформлении нового полиса. Поэтому коэффициент мощности по ОСАГО в 2019 году можно рассматривать как относительно постоянный показатель.

Мощность автомобилей, которые ездят сегодня по дорогам России, очень разная. Наряду с бюджетными марками авто, оборудованными слабыми двигателями, в собственности граждан находятся дорогие иномарки, способные развивать огромную скорость, и, соответственно, представлять опасность как для пешеходов, так и для водителей.

Поэтому вполне понятно, что ответ на вопрос, зависит ли стоимость ОСАГО от мощности двигателя, будет утвердительным.

Чем мощнее ТС, тем выше вероятность, что водитель захочет «прокатиться с ветерком». При этом  попытки разогнаться до максимума часто заканчиваются авариями.

В правилах автострахования учтены подобные ситуации и установлен коэффициент мощности в пределах от 0,6 до 1,6.

Основанием для назначения специального коэффициента мощности является градация коэффициента ОСАГО по лошадиным силам.

Минимальный показатель 0,6 установлен для транспортных средств мощностью до 50 л. с. включительно, максимальный – 1,6 – для авто с мотором более 150 л. с.

Обычно мощность двигателя указывается в ПТС или в свидетельстве о постановке авто на учет. Если таких данных нет, мощность следует установить по документам фирмы-изготовителя. Если же данные есть, но указаны в кВт, мощность в лошадиных силах можно рассчитать по соотношению 1 кВт = 1,35962 л. с.

Для самостоятельных расчетов стоимости ОСАГО используется таблица коэффициентов мощности двигателя по ОСАГО в 2019 году.

В заключение еще одна немаловажная деталь: коэффициент мощности значительно влияет на стоимость страховки. Например, для автомобилей мощностью более 150 л. с. цена страховки ОСАГО с учетом КМ в 2 раза выше, чем для машины в 100 л. с.

Вопросы и ответы

дайте пожалуйста совет, что делать, куда обращаться.

Год назад примерно [22/07/2013] купил автомобиль, купил Каско, осаго, все было хорошо, повышающих коэффициентов не в одной базе не было

по полисам не обращался в страховую компанию,

Через год [вчера] я пришел покупать новые полисы, каско купил, а по осаго у меня идет повышающий коэффициент 1,55 от [09/03/2012] СГ МСК,

я был возмущен, потому что год назад никаких коэффициентов не было и убытков в базе тоже не было. Почему повышающий появился в Базе не давно

и сколько он будет еще там висеть не понятно.

Подскажите пожалуйста что говорит закон по этому поводу? Получается коэффициент появляется в базе через несколько лет?

Что мне говорить когда я поеду разбираться в офис продаж страх. компании МСК. Какие пункты закона я должен огласить?

С уважением Рязанов Б.С. (ст. налоговый инспектор)

Эксперт:

Судя по изложению автомобиль куплен 22.07.2013г., при этом повышающий коэффициент установлен 09.03.2012г., то есть до покупки автомобиля. Вопрос ранее были иные автомобили, на которых Вы попадали в ДТП, в том числе и без вызова ГИБДД. Если да, то накладка связана с введением в работу общей базы данных по страхованию, и сейчас страховые поспешно вносят данные, в том числе и за старые года. Если нет, можете обратиться с письменным заявлением по факту присвоения Вам не соответствующего коэффициента и потребовать копию документов оснований причем обратиться как в МСК, так и в РСА (Российский Союз Автостраховщиков — данная организация является оператором информационной системы), если не ответят на вопрос, при наличии предыдущего полиса страхования, можете обращаться в суд с иском, об обязании внесения соответствующих данных  коэффициента в информационную систему РСА (соответчики РСА и МСК).

Что учитывает страховой агент при страховании Осаго- прописка владельца по паспорту по Мурманску, но есть временная регистрация до 2019г в Нижегородской области и машина зарегистрирована по Нижегородской обл. и эксплуатируется по месту временной регистрации?

Эксперт:

Очень много чего учитывается. Регион где зарегистрирован автомобиль, стаж вождения, количество ДТП, год выпуска автомобиля, стоимость автомобиля. Вообще есть калькуляторы ОСАГО и достаточно задать необходимые (запрашиваемые) данные. Он выдает точные цифры. В этом году страховал. По калькулятору выдал 6300 рублей. Страховой агент насчитал 6300 рублей.

Эксперт:

Агент учитывает место регистрации по паспорту, но т.к. эксплуатируете авто в Нижегородской области, то может учесть коэффициент территориального использования.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

1. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
2.1. Для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, их водительский стаж, возраст.

6. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
Эксперт:

Алексей, добрый вечер.

Форма страхового полиса утверждена Приложением 3 к «Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

В данной форме указание адреса регистрации страхователя не предусмотрено. Т.е. адрес Вашей регистрации, хоть временной, хоть постоянной, — значения не имеет.

Эксперт:
прописка владельца по паспорту по Мурманску, но есть временная регистрация до 2019г в Нижегородской области и машина зарегистрирована по Нижегородской обл.
Алексей

Для расчета страховой премии — помимо базового тарифа, который для каждой компании различен будут учитываться еще и коэффициенты.

Размер базовой ставки определен Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

и на легковые автомобили для физических лиц он колеблется в пределах от 3432 рублей до 4118 рублей.

Далее, что касается коэффициентов, то все они определены этим же указанием и включают в себя

1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее — коэффициент КТ).

Для Мурманска он составляет 2.1 для Нижнего Новгорода — 1,8 (в этом случае страховка получится несколько дешевле).

При этом важно знать, что

2. Территория преимущественного использования транспортного средства определяетсядля физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либов паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица (подпункт «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Однако, если есть документ, подтверждающий временную регистрацию собственника — то и коэффициент применят по Нижнему Новгороду.

Далее для расчета принимается

2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее — коэффициент КБМ).

Так называемая скидка за безубыточность — при расчете учитываются все ДТП, за прошлый год страхования, которые были у страхователя, в которых он был виновником и у каждого лица, вписанного в полис ОСАГО

2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО).

Если полис оформляете на условиях неограниченного использования — то применяется коэффициент 1,8

4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).1. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
2. При определении стажа вождения используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
3. Если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (коэффициент КО — 1,8), то принимается коэффициент КВС — 1.

5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE») (далее — коэффициент КМ).

При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

Соответственно чем мощнее двигатель — тем выше коэффициент.

Так для примера:

Свыше 50 до 70 включительно — 1
Свыше 70 до 100 включительно — 1,1
Свыше 100 до 120 включительно — 1,2

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autopravo.club/strakhovanie/osago/formula/
  • https://strahovkunado.ru/auto/osago/tarify-i-koehfficienty.html
  • https://osagoonline.ru/koeffitsienty-osago-v-2019-godu/
  • http://avtopravozashita.ru/avtostrahovanie/osago/kojefficienty-osago.html
  • https://avtoved.com/strahovanie/osago/koeffitsienty
  • https://yonsel.ru/bazovye-stavki-tablica-kojefficientov-osago-2019/
  • https://1avtoyurist.ru/straxovanie/osago/koefficienty-osago.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий